Ткань древних сказаний

Aug 11, 2020 07:00

Природа жестоким ребёнком играла,
Над тем, что не стало ещё Калевалой,
Где жертвенный дым уходил в пустоту
От треб, приносимых лесному скоту -
Нам имя Творца было знать не дано.
Мы были. Но - очень и очень давно.
Здесь - в гулкую музыку каменных нот
Вливали мы гордость удачных охот,
Как волн укрощать недолимую прыть,
И зверя морского успешнее бить;
А в темень молочную, в ночь, у огня
Нам грезились сны о больших кораблях,
О том, что наступит, о жизни иной…
Мы были. Но - очень и очень давно.
Да только лишь быт, незатейливый кров, -
Всё кануло в чёрный безжалостный торф.
Ни щепки, ни кости. Минувшего пласт.
Мы - были. А вы - помолитесь о нас.
                       Маяковский «Петроглифы»




Наши далёкие предки не знали письменности. Тогда, во мраке доисторических времён, человек должен был пользоваться другими средствами коммуникации. Речь служила для общения с непосредственными соседями и современниками. Но каким образом можно было оставлять послания будущим поколениям, не владея письмом? Люди каменного века во всем мире нашли выход из этого положения. Они разукрашивали поверхности скал и стен своих пещер разнообразными рисунками. Поразительно, но едва успели наши предки спуститься с деревьев, как их изобразительное искусство мгновенно распространилось по всему земному шару. Сегодня плоды их творческих трудов составляют бескрайнее поле для исследований. На первый взгляд данная область может показаться столь же скучной, сколь и коллекционирование марок… но лишь до тех пор, пока коллекционер внезапно не прозреет. Есть что-то потрясающее в этих произведениях древнейшего искусства, которые создавали люди в разных уголках планеты, не знавшие друг о друге ничего.







Наскальная живопись встречается у народов, которые не знали и не могли знать о существовании друг друга. От бразильских джунглей Мату-Гросу до южного побережья Чили, от Гавайев до центрального Китая, от Сибири до Южной Африки люди каменного века оставили приветствия в рисунках - почтовые открытки из далёкого прошлого. В очень редких случаях известны конкретные народы, расписывавшие скалы, и поэтому некоторые племена каменного века посмертно получили названия от современных учёных. Сколько наскальных рисунков существует во всем мире? Должно быть, несколько миллионов. Даже на маленьких островах и высоко в горах встречаются петроглифы - как по-научному называется наскальная живопись. Их находят и на скованной льдами Аляске, и в раскалённых от солнца скалах плато Кимберли в Австралии.







Попадаются боги и богини с огромными глазами и в очках. Аборигены называют их вондинами, матерями богов. Когда немецкий лётчик Ханс Бертрам совершил вынужденную посадку в горах Кимберли в октябре 1940 года, он остался в живых только потому, что на нём были лётные очки в широкой кожаной оправе. Аборигены приняли его за посланца вондины. Австралия расположена вдалеке от остальных континентов, и в доисторические времена её обитатели - предки австралийских аборигенов - явно не вступали в контакты с остальным миром. Тем не менее на пятом континенте, преимущественно на плато Кимберли на северо-западе, имеются целые галереи. Мотивы неизменно повторяются: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Карл Густав Юнг и Зигмунд Фрейд наверняка объяснили бы данный загадочный феномен общим подсознанием, коллективными видениями или тайнами глубин человеческой психики. А может быть все эти удалённые друг от друга племена стали свидетелями одного и того же явления, поразились ему, испугались и запечатлели увиденное на поверхности скал?











Наскальные рисунки в разных уголках планеты обнаруживались далеко не одновременно, и зачастую между находками проходили значительные промежутки времени. Бывали случаи, когда на одних и тех же скальных поверхностях находили рисунки, отстоявшие друг от друга во времени на несколько тысячелетий. Как правило, люди каменного века изображали сцены охоты. Солнце, Луна, круги, человеческие фигуры, ладони рук - всё это принадлежит к сфере обыденных вещей.
Вызывает любопытство тот факт, что конкретные фигуры на разных рисунках снабжены одними и теми же атрибутами, словно древние жители различных континентов делились друг с другом опытом: головы богов неизменно излучают свет. Повсеместно на Земле встречаются наскальные рисунки, и повсюду боги изображаются с ореолами вокруг головы.













На севере Италии, в местности, называющейся Валь Камоника, неподалёку от городка Капо-ди-Понте на границе со Швейцарией, уже на протяжении тысячелетий на поверхности скал наносились всё новые и новые рисунки - и среди них есть всё те же фигуры с головами, испускающими лучи. Специалисты утверждают, будто они изображены в танце. Может быть, но что за странные предметы в руках у этих существ?















Примерно в сорока километрах к югу от узбекского города Фергана было также обнаружено наскальное изображение светящегося человека, как и в восемнадцати километрах к западу от города Навои всё в том же Узбекистане. При этом сияющая фигура из-под Навои восседает на троне, а у стоящих вблизи его фигур на лицах нечто вроде защитных масок. У стоящего на коленях человека внизу рисунка маски нет - он находится достаточно далеко от светящейся фигуры и, очевидно, не нуждается в защите органов дыхания.





Необычный наскальный рисунок из Ферганы в Узбекистане.



В Намибии тоже много петроглифов.





На одном из них две центральные фигуры восседают на сиденье в форме лотоса, а фигура, находящаяся слева, стоит на коленях. Но что это за странное изображение справа, в центре рисунка? Может быть, древние люди пытались изобразить какой-то технический аппарат, назначение которого они не понимали?



Даже древние египтяне рисовали своих богов на скалах. К северу от Асуана воды Нила омывают берега маленького острова Зехель. Всё его пространство усеяно живописными обломками скал, испещрённых многочисленными изображениями древнеегипетских божеств и иероглифами, общее число которых превышает шестьсот. Учёные до сих пор спорят по поводу их возраста. Многие из верхнеегипетских рисунков, вне всякого сомнения, появились лишь во втором веке нашей эры, но среди них есть и такие, которые датируются 2000 годом до Рождества Христова. Следует ли это понимать таким образом, что египетские художники не доверяли храмам и хотели увековечить своих богов в наскальной живописи?











Некоторые из очень крупных наскальных рисунков в Алжирской Сахаре представляются чрезвычайно натуралистичными. Там в горном массиве Тассилин-Аджере среди сотен петроглифов были обнаружены экземпляры, не нуждающиеся в каких-либо пояснениях: большие головы и громоздкие костюмы. Археологи называют время, которому принадлежат эти рисунки, «эпохой круглых голов». Самая большая фигура имеет в высоту восемь метров. Открывший ее французский историк Анри Лоте дал ей название «Большой Бог Марса».













Как известно, петроглифы индейских хопи одновременно служили метками для других племён и учебниками истории для самого народа. Первый мир, как гласят предания хопи, назывался Токтела, что в буквальном переводе означает «бесконечное пространство». В нём существовал только Тайова, творец. Предки хопи скитались по разным мирам, пока не обрели пристанище на нашей планете. Главным их законом был «Не убей брата своего». Если с течением времени между хопи возникали разногласия, противоборствующие стороны отделялись от клана и расходились в поисках новых охотничьих угодий. Вместе с тем каждое из колен хранило древние законы и в ходе миграции оставляло метки на скалах, понятные соплеменникам. Таким образом, эти петроглифы - не что иное, как послания другим хопи, которые позже могли пойти по этому же пути. Любопытно, что подобное практиковали предшественники мормонов. Например, они оставляли такие послания: «Мы выкопали колодец… Здесь обитают страшные скорпионы… Мы видели богов…» Сейчас эти рисунки понятны коренным американцам так же, как и передовицы китайских газет.















Кроме того, среди наскальных рисунков хопи встречаются фигуры с лучами и похожими на антенны «рожками» на голове, а также некие существа, увековеченные в камне, которые называются качина. Согласно преданиям хопи, качина - это небесные наставники их предков. И по сей день индейцы изготавливают деревянные куклы-качина и продают их туристам. Их задача - напоминать людям о древних учителях хопи, которые обещали однажды вернуться.











Что же подвигло одетых в шкуры или даже голых людей каменного века оставить потомкам подобные памятники искусства? Что произвело на них столь сильное впечатление, что фигура возвышается на целых восемь метров, резко выделяясь на фоне всех остальных? Что они увидели, чему поклонялись? Ответ на эти вопросы совершенно очевиден! Как ни странно, представители современной цивилизации склонны упрощать смысл наскальных рисунков. Теперь их наносят не на камни, а на стены стадионов, крытых бассейнов, вокзалов и торговых центров. Их называют пиктограммами, и они дают возможность даже неграмотному посетить зарубежные страны. Пиктограммы давно служат надёжными путеводителями. Они представляют собой нечто большее, чем простые указатели, ибо из их последовательности складываются целые предложения. Каждый ребёнок знает символы, обозначающие телефон, туалет, сауну, бассейн, спортзал, залы прилёта и отлёта в здании аэровокзала, зону паспортного контроля, пункт обмена валюты. Может быть, несколько тысячелетий назад было нечто подобное? Существуют ли определённые пиктограммы, определённые знаки, одинаково понимаемые на всех континентах? Не являются ли фигуры с ореолом лучей вокруг головы изображениями богов? Если да, то что это за боги?







На протяжении тысячелетий после возникновения наскальной живописи существуют древние предания. Человек не может забыть их, ибо наскальные рисунки постоянно напоминают ему о них. Остаётся непонятным, какие боги спускались с неба на Землю, но известно, что они были бессмертны и умели летать. А разве каждый властитель не хотел стать бессмертным? И парить над людьми, наблюдая за ними, чтобы иметь возможность вмешаться в любой момент в ход событий? Совершенно не удивляет тот факт, что именно там, где зародились очаги великих культур, и встречаются, главным образом, летающие боги. Порталы многих древнеегипетских храмов венчал крылатый солнечный диск, который встречался также в Вавилоне и ещё раньше у шумеров. В скором времени подобным образом стали увековечивать себя и правители, чьи изображения мы видим в каждом крупном музее мира. Едва ли кто-то из нас поверит, что древние цари действительно были способны летать. Разумеется, летать они не могли - и всё же их изображали с крыльями. Им были известны предания, согласно которым боги умели летать. У христиан эти летающие существа стали ангелами. Ангел выполнял функции посланника, посредника между миром богов и людьми.



В те неподдающиеся датированию времена были люди, пользовавшиеся привилегией божественного происхождения. О том, насколько односторонне и избирательно подходим мы к подобным преданиям, свидетельствует следующий пример. Одним из персонажей мифологии тибетского буддизма является пророк, которого также называют «великим учителем». Однажды на небосводе появились облако и радуга, а между ними - лошадь из золота и серебра. Все видели, как великий учитель оседлал лошадь и взмыл в небеса. Его ученики наблюдали за полётом крылатой лошади, и сначала она напоминала ворона, затем дрозда, муху и, наконец, исчезла из виду. Больше эта лошадь никогда не появлялась. Во Второй Книге Царств Ветхого Завета пророк Илия воспарил в огненной колеснице, в которую были впряжены огненные лошади. Предание гласит, что когда Илия въехал в грозовую тучу, его сын, стоявший на земле, кричал: «Отец, отец!…» Больше он его никогда не видел. Он поднял плащ-мантию, упавший с плеч отца, и отправился на берег Иордана. Многие миллионы верующих принимают небесное путешествие Илии-пророка на огненной колеснице за чистую монету - в конце концов, ведь об этом написано в Библии. А близкий по смыслу сюжет из тибетской мифологии мы категорически отвергаем. Такова наша логика. Есть предания из священных книг и апокрифов, в которых целые экипажи спускались с небес. Встречаются примеры неподобающего поведения небесных пришельцев. В древних текстах даже описываются настоящие бунты - например, в апокрифической книге Еноха.





Как же должны были вести себя на Земле инопланетяне, лишившиеся своего десантного летательного аппарата и утратившие радиосвязь с материнским кораблём? И как, не имея технических средств, космические путешественники могли установить взаимопонимание со своими товарищами по Вселенной? У них оставалось только одно: их знания. Они, к примеру, могли сконструировать аэростат, а также могли выложить на поверхности Земли гигантские треугольники и круги, хорошо видные из космоса. Тем не менее существуют и другие возможности связи. К югу от перуанской столицы Лимы в сторону равнины Наска находится долина Писко. За деревушкой Хумай поверх холма тянется многокилометровая лента из тёмных ям. Если смотреть на эту ленту с большой высоты, она напоминает след гигантской гусеницы. Однако при непосредственном осмотре на месте подобная ассоциация не возникает.





Эти странные круглые ямы на крутых склонах холма вырыты человеческими руками, а не являются следом какого-то транспортного средства. Индейцы обнесли холм каменной стеной, создав нечто вроде оборонительного сооружения. Однако таковым оно не являлось. Во-первых, одни стрелки загораживали бы обзор другим, а во-вторых, соседний холм выше того, на котором находятся ямы. Потенциальный противник держал бы под огнём это оборонительное сооружение со всех сторон и мог бы легко сокрушить его защитников. Для чего же тогда были нужны эти ямы?



Линию составляют всегда восемь ям. Выражаясь современным компьютерным языком, можно сказать, что это восемь бит, каждый из которых соответствует элементу схемы, или что все они вместе образуют один байт. Численность таких байтов составляет 176. В основе пользования компьютером лежит двоичный код. Все расчёты производятся посредством единицы или пуля, да или нет, истинного или ложного, и с помощью двоичных комбинаций можно составлять любые числа или послания. Предположим, потерпевшие крушение астронавты хотели передать двоичное послание на орбиту, но не в виде статичного треугольника или круга, а постоянно расширяющееся. Всё очень просто: местных индейцев заставили рыть ямы - по восемь в ряд, и в результате возникла прямая полоса ям.



Первоначально полоса поднималась по склону холма и не была такой искривлённой, какой представляется сегодня. Под воздействием тектонических явлений два горных ручья справа и слева могли подмыть склон и превратить некогда прямую линию в извивающегося червя. Затем к каждой яме был приставлен индеец, по всей вероятности, снабжённый белым платком. По команде одни индейцы накрывали свои ямы платками, в то время как другие оставляли их открытыми. Комбинации могли быть самыми различными. Подобные «живые картины» широко используются во время массовых торжественных церемоний, таких, как открытие и закрытие Олимпийских игр. В нашем случае инопланетяне передавали сообщения на свою орбитальную станцию. С помощью простой полосы ям можно посылать в космос любого рода сообщения без какого бы то ни было передатчика и электрической энергии. Потерпевшие крушение, по всей вероятности, знали, в какой геостационарной точке небосвода находится их материнский корабль или в какое время над сегодняшней долиной Писко в Перу появляется спутник-наблюдатель. Память хранит знание, которое преобразуется в компьютер каменного века, посылающий сигналы на орбиту с помощью комбинаций светлых и тёмных ям. Электронные устройства воспринимают и интерпретируют их. Таким образом, в укромной перуанской долине до сих пор змеится вверх по крутому склону полоса ям, назначение которой до сих пор ускользает от понимания учёных. Можно смеяться над этой гипотезой, но следует всегда помнить о том, что любая реальность начинается с фантазии. Подобным образом потерпевшая крушение команда космического корабля могла посылать сообщения на орбиту.



На просторах Бразилии археологи-любители часто обнаруживают доисторические свидетельства. Австриец Людвиг фон Швенхаген был страстным собирателем древностей. Он работал учителем истории и философии в Терезине, столице штата Пиауи на севере Бразилии, и однажды нашёл огромный участок с наскальными рисунками, разделённый на семь областей. Швенхаген назвал его Сете-Сидадеш - «семь городов». Написанная им книга об этой находке вышла в свет в 1928 году, но не вызвала никакого интереса. Людвиг фон Швенхаген до конца дней работал в школе и умер в нищете. Сете-Сидадеш расположен к северу от Терезины, между городками Пирипири и Рио Лонге, примерно в 3 тыс. км от Рио-де-Жанейро. Ландшафт здесь плоский, очень много зелени, обочины окаймлены кустарником, который перемежается с участками джунглей. Из-за диких кабанов, коров и даже лошадей перемещаться в данной местности небезопасно. Хотя Сете-Сидадеш находится почти на экваторе, климат тут вполне приемлемый, поскольку с атлантического побережья в 300 км отсюда постоянно дует лёгкий бриз.









Внезапно перед путником возникают каменные стены. Вы словно оказываетесь посреди хаоса, подобного библейской Гоморре, разрушенной огнём и серой. Холм будто полностью покрыт черепашьими панцирями, хотя учёные утверждают, что это ледниковые отложения необычной формы. Ледниковые отложения? Здесь? На экваторе? Когда же здесь был лёд? Предлагают и другое объяснение: в древние времена это место покрывали воды океана - и странные камни просто долго эродировали. Вода и ветер на протяжении тысячелетий вытачивали любопытные формы.













Даже если происхождение такого странного ландшафта остаётся загадкой, петроглифы - это факт - здесь их десятки тысяч. Ими испещрены своды гротов, они взирают на нас с 15-метровой высоты. Невольно возникает тот же вопрос, что и при виде наскальных рисунков хопи вблизи Ораиби в Аризоне: наверное, чтобы нарисовать их, художники возводили леса? Или спускались с вершин скал на верёвках? Или наваливали у их подножья большие камни? Вообще, почему в одном месте так много цветных наскальных рисунков? Здесь собирались художники каменного века?



Главное - какое совпадение! - у изображённых здесь «богов» мы снова видим нимбы, лучи и нечто похожее на шлемы. Конечно, никто не скажет вам, кто нарисовал или выгравировал эти фигуры. Однако не составляет труда понять, что доисторические художники отдавали предпочтение тем же мотивам, что и их собратья с самых отдалённых уголков планеты. Вновь перед нами круги, колёса со спицами, солнца, квадраты, отпечатки ладоней, кресты, звёзды и светящиеся существа. Сверх того имеются рисунки, более нигде не встречающиеся. Это красные и жёлтые круги, которые сегодня назвали бы сигнальными символами, ярко-красные кольца, расположенные друг над другом, и нечто круглое с похожим на корень отростком. Наши предки из каменного века вряд ли все до одного учились в одной художественной школе. Так почему же изображенные ими боги имеют столько общего? Потому что это одни и те же существа! Конечно, можно предположить, что Сете-Сидадеш с его невообразимыми наскальными рисунками - это плод творчества какой-то определённой группы художников каменного века. Что мы вообще знаем о людях, живших в те далёкие времена? Возможно, раз в несколько лет художники собирались в Сете-Сидадеш близ экватора, и некоторые добирались туда даже из самой Калифорнии. Или телепатически рассылали свои последние творения по всему миру.

















Я понимаю, что такие допущения нелепы. Поэтому меня не перестает занимать вопрос: почему наскальные рисунки с юго-востока Санта-Барбары в Калифорнии так похожи на петроглифы в Сете-Сидадеш? Картинная галерея в Санта-Барбаре столь же загадочна. Что можно добавить, если и там изображены большие фигуры, излучающие свет, - боги, как бы их не называли, хоть Великий Маниту, хоть Ронгомай. Рисунки говорят сами за себя.







Из книг Эриха Дэникена «Небесные учителя» и «Доказательства существования богов». Фото из сети

Ещё из книги Дэникена:
За гранью смысла
Математическая стройность
Непознанные тайны будоражат
Стражи тайны
Поза обвинителя
Таинственная точка Земли
Непонятный пророк
Символы Вечности

Дэникен, петроглифы, писатель

Previous post Next post
Up