О.Уэллс. Печать зла. 1958.

Sep 25, 2011 17:14

Отступление: Мне дико, как можно с такой легкостью нести такой бред, как позволяют себе анонсы и даже уважаемая Вики - все совсем не так!
Фильм просто невероятный. Нуар из нуара. Чернее не бывает:)
Уже с самого начала затягивает мрачная атмосфера. Так бывает в кошмарах, когда ты ходишь по темным помещениям и никак не можешь включить свет. Все действия происходят ночью. Или в темных номерах отелей. Все время хочется напрячь зрение и разглядеть картинку или прибавить яркости. Вглядеться в героев. Первая сцена перехода границы снята одним дублем. Это как черный водоворот, который вырывает тебя из реальности и помещает прямо в центр действия. Звукооператор - гений. Идеальное соответствие картинки и нервирующего, неумолкающего джаза. Что бы ни звучало: музыка на улицах, доносящаяся из открытых дверей всевозможных злачных мест, радио, которое слушает компания наркоманов в ожидинии дозы, даже пианола в салоне цыганки - от всего этого скрежета мурашки бегут по коже, как будто кто-то играет на нервах, царапая гвоздем по стеклу.
Сюжет достаточно прост. Уэллс играет полицейского, отслужившего 30 лет, и имеющего офигительную раскрываемость преступлений. Он невыносимо прекрасен в своей омерзительной обрюзглости и мог бы выглядеть комично, если бы не глаза - жесткие сверлящие глаза старой прожженой лисы. Анонсы называют его продажным (выпороть бы тех, кто их писал), но нет, это такая как бы проекция нашего Жеглова, заявляющего, что вор должен сидеть в тюрьме; только этот сыщик постарел, разочаровался в системе, не позволившей ему призвать к ответу убийцу его жены, это человек без моральных принципов, с осознанием своей безганичной власти, и уже дошедший до той стадии, когда безумцы называют себя наполеонами, раскольниковы мочат старушек, а слуги закона единолично вершат суд. Его беспощадность к "подонкам" заставляет его беззастенчиво подтасовывать улики и, закономерно, доводит до последней ступени - убийства. Остальные персонажи теряются на его фоне, он практически заслоняет собой весь кадр, вызывая отвращение и, одновременно, сочувствие. Эпизод, где мимо его бесформенной фигуры на фоне арки проносится какой то мусор, отлично передает настроение всего фильма, в котором все персонажи втянуты в бессмысленную игру, в которой не будет победителей. 
Отдельного внимания заслушивает Марлен Дитрих в роли гадалки. Эту классическую блондинку Уэллс нарядил в цыганский наряд, в котором она чудо как хороша и органична. Она выглядит этакой пиковой дамой и, в то же время, единственным элементом, олицетворяющем что-то постоянное в этом мире, отмеченном печатью зла. (надо же немножко пафоса подкинуть ;) ) 
Вообще, за манеру Уэллса ставить все с ног на голову, плевать на условности, создавать свои правила стоит поставить ему памятник. Это какой-то невероятный человечище в кинематографе. Операторы изучают его новаторские для того времени приемы, то офигевая от восторга, то хватаясь за голову от "неправильности". Хорошо, что я - не они, а то бы весь фильм просидела, разглядывая каждый кадр, и упустила весь сюжет. Пошла смотреть "Леди из Шанхая". Адиос.

image Click to view



кино, нуар, дилетантские мысли

Previous post Next post
Up