В рамках подготовки к Всемирной зимней Универсиаде 2019 года планируется реконструкция стадиона «Енисей» - домашнего стадиона хоккейной команды «Енисей» (ул. Юности, 18). Из сообщений СМИ стало известно, что эскизы усовершенствованного стадиона утверждены губернатором Красноярского края В. Толоконским и вместе с другими документами
отправлены на рассмотрение в федеральное министерство спорта. В администрации края журналистам сообщили, что на сегодняшний день
рассматриваются два варианта: снести стадион «до асфальта» и построить на его месте новый, либо перенести стадион в другое место.
Сейчас на сайте универсиады
размещен такой эскиз нового стадиона:
В любом случае стены нынешнего стадиона «не выживут» и вместе с ними будут утрачены уникальные произведения монументально-декоративного искусства - мозаичные изображения, которыми сооружение обильно украшено снаружи по периметру. Если вовремя не принять соответствующие меры. А на последнее осталось совсем мало времени.
И поэтому я предлагаю всем неравнодушным подписать
обращение к губернатору Красноярского края Виктору Александровичу Толоконскому с просьбой обратить внимание на мозаики и сохранить их.
Мозаичные изображения из смальты со спортивными сюжетами для стадиона «Енисей» были выполнены по заказу администрации Красноярского машиностроительного завода («Красмаш»), обратившегося в Художественный фонд. Эскизы были созданы красноярскими (в то время) художниками Александром Степановичем Лапко и Валентином Васильевичем Жекаловым (узнать, кто автор этих изображений, удалось в прошлом году
kraevushka). Весь процесс от создания эскизов до монтирования на стены стадиона плит с мозаиками занял 2 года. Работы велись в 1987-1989 гг. Эскизы выполнялись, в том числе, на картоне в натуральную величину. Мозаика набиралась на территории художественно-производственного комбината (ул. 60 лет Октября, сейчас там размещается Художественный фонд и мастерские ряда красноярских художников) на бетонных плитах, которые впоследствии монтировались на стены стадиона рабочими. В качестве материала использовалась цветная
смальты, которая доставлялась из Ростова-на-Дону в виде плит и на месте разбивалась на мелкие камни. Можно себе представить, сколько средств, труда и вдохновения многих людей вложено в эти панно.
В интернете можно найти много материалов о будущей реконструкции стадиона, но не в одном из них не упоминается об этих мозаиках - НИ СЛОВЕЧКА.
Авторы мозаик Александр Лапко и Валентин Жекалов были активными участниками художественных выставок 1970-1980-х годов, что отражено в соответствующих каталогах. (Дорогая моя
kraevushka, спасибо, что ты их нашла!)
Пятая зональная художественная выставка "Сибирь социалистическая" : каталог / [В. И. Каминский и др. ; отв. ред. Л. П. Обухова]. - Барнаул : [б. и.], 1980. - 263 с.
Краевая художественная выставка "350-летию г. Красноярска посвящается" : каталог : живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство, монументальное искусство, художественное проектирование, 1978.
Краевая выставка работ, посвященная 60-летию ВЛКСМ : каталог, 1979.Биографии художников включены в справочные издания о художниках края.
Из книги: Художники земли красноярской: [каталог]/ [сост. Т. М. Ломанова] ; редкол.: Т. М. Ломанова [и др.]. - Красноярск: Поликор, 2007. - 320 с.:
Из другого издания: Художники Красноярской организации СХ РСФСР : справочник, 1990 - С. 41:
Художники являются авторами ряда других произведений монументально-декоративного искусства, украшающих наш город. Среди них объемные «Икар и роза ветров» на здании Центрального агентства воздушных сообщений (ул. Матросова, 4), витражи на окнах Органного зала. А. Лапко и В. Жекалов работали и в других городах и районах края. Мозаичные панно на фасадах домов на набережной в городе Зеленогорске, на фасаде одного из зданий и в машинном отделении Усть-Хантайской ГЭС - результаты их творчества. Строительство ГЭС началось закончилось в 1975, в этом же году были созданы мозаичные изображения. Пять дней назад в телефонном разговоре Александр Степанович Лапко сказал, что мозаики стадиона «Енисей» своим масштабом могут сравниться только с изображениями Усть-Хантайской ГЭС.
Утраченные витражи на Железнодорожном вокзале, витражи «Олимпийские игры» в спортивном зале КРАЗа (1977 г.) - тоже работы А. Лапко и В. Жекалова.
Александр Степанович Лапко - автор мозаики на торце дома пр. Мира, 114 (Красноярск). Она была выполнена в 1976 г. Сегодня эта мозаика закрыта решеткой праздничной иллюминации.
Плиты с мозаичными изображениями, установленные ныне на стенах стадиона «Енисей», могут быть интегрированы в новое сооружение - как элементы интерьеров, как украшения внешних стен. Они могут украшать арки парка, окружающего стадион (один из вариантов, которые видит историк и культуролог из Москвы
Сергей Никитин, презентовавший в прошлом году в Красноярске проект
Storybus (читайте
интервью с Сергеем)). Задача архитекторов - найти мозаикам удачное место в проекте реконструкции нынешнего стадиона. А технологии перенесения их в новое место (если это потребуется) существуют. Повторюсь, мозаика наносилась на плиты и только потом они монтировались на стены стадиона.
Вот в этой выбоине (единственной, которую мне удалось обнаружить) хорошо видно, что собственно стена стадиона находится за плитой с мозаикой, а между ними металлическая решетка.
Краткие справки о художниках
Жекалов Валентин Васильевич (род. в 1948 г.) - член Союза художников с 1982 г., выпускник кафедры монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной 1967 г. Дипломная работа - эскиз росписи для Управления Речного пароходства Красноярска. Тема: «Труженики Енисейского края». Руководители: А. А. Казанцев и К. Л. Иогансен. По собственным эскизам и проектам создал ряд произведений монументально-декоративного искусства для общественных зданий в городах России. Ныне живет в г. Харьков (Украина).
Лапко Александр Степанович (род. в 1946 г.) - член Союза художников с 1982 г., постоянный участник республиканских и городских художественных выставок,
преподаватель академического рисунка и живописи в «Школе архитектуры и дизайна» (г. Москва).
В 1967 г. закончил живописное отделение Днепропетровского художественного училища. В 1973 г. - факультет монументально-декоративного искусства Московского Высшего Художественно-Промышленного Училища (бывшее Строгановское). По собственным эскизам и проектам создал ряд произведений монументально-декоративного искусства (роспись, мозаика, витраж) для общественных зданий в городах России. Занимается станковой живописью. Живописные работы находятся в частных коллекциях и музеях России и за рубежом. В 2011 г. вышел альбом работ автора, в настоящее время готовится следующий - он выйдет в 2016 г.
Познакомьтесь с работами художника последних лет. Вот две из них:
Все, что здесь пишу о создании мозаик на стадионе "Енисей", о других работах художников, поведал мне Александр Степанович в упомянутом телефонном разговоре.
Друзья, что вы думаете? Какие способы спасения этих произведений монументального искусства в нашем городе видите?
В Красноярске уже сложилась нехорошая традиция небрежно относиться к декоративно-монументальным произведениям. В 2011 году мы защищали фрески на торцах пятиэтажных зданий на проспекте Красноярский рабочий в районе, автором которых являлся знаменитый художник Тойво Ряннель. Тогда успели спасти два из четырех изображений. Среди прочих способов использовали коллективное обращение к министру культуры и главе города, размещенное на сайте onlinepetition.ru.
Почитайте (или вспомните) комментарии к подписям, из которых видно, как небезралична людям судьба подобных произведений на улицах города. Вот одно из них: "Нам нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Все великие европейские города, куда стремятся туристы, достигли этого за счет бережного отношения к истории". Действительно, иностранным туристам и спортсменам, которые приедут в наш город в 2019 году, будут интересны именно такие признаки нового для них места, в которых запечатлена его самобытная история.
На этот раз в ближайшие один-два дня также подготовим обращение - на этот раз к губернатору. И будем очень рассчитывать на его высокую культуру и умение ценить произведения искусства.
А вот, собственно и они - мозаики на стенах стадиона "Енисей", выполненные, по мнению Сергея Никитина в особой, византийской манере.
Экскурсию по мозаикам стадиона "Енисей" уже
проводил metalchemist. В части крупных изображений, обрамляющих ворота, повторюсь, но все же приведу все изображения в порядке движения от ворот № 1 по часовой стрелке вокруг стадиона.
По всему периметру стадиона можно видеть схематичные изображения различных видов спорта.
Последнее фото
отсюда. Не дошла до этих ворот в тот вечер: быстро стемнело.