Гостевой пост Рины Незеленой
Признаюсь, что двухтомник воспоминаний крупного географа, статистика Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского под названием "То, что прошло" взяла в Краевушке в поисках родственных связей с классиком русской литературы Иваном Алексеевичем Буниным, 150-летие которого вся Россия на государственном уровне будет отмечать в 2020 году. В первый том вошли воспоминания, охватывающие первый период жизни В.П. Семенова-Тян-Шанского с 1870 по 1917 годы, во второй - с 1917 по 1941 годы.
Мемуары оказались чрезвычайно интересными. Помимо описания научной работы, Вениамин Петрович очень тонко отмечал особенности жизни, начиная с семейной и заканчивая заметками на государственном уровне не только в своем Отечестве, но и в мире в целом.
Вот, например, знаете ли вы, что в России существовал "День святого чиновника"? (не Валентина))). В те времена жалование всех казенных служащих разделялось на три части: содержание, выдававшееся 1-го числа (это и есть "день святого чиновника"), столовые и квартирные деньги, выдававшиеся по четвертям или третям года и "наградные" из остатков по сметам, выдававшиеся к Рождеству и к Пасхе. Очень похоже на систему оплаты современных бюджетников, не правда ли? Вопрос, почему "святого"?
А вот любопытная заметка о фотографии: "... у меня был очень хороший цвет лица, отчего учитель географии Аркадий Федотович Соколов, наружностью похожий на японского микадо Мутсухито, называл меня "розовый Вениаминчик". С меня была тогда же снята фотография Паоло Бакером, сохранившаяся доныне.... в начале 1870 годов распространилась портретная фотография целых фигур в маленьком масштабе, сделанная очень тонко.
Малый размер фотографий объяснялся также их дороговизной. Фотограф каждый раз сам приготовлял пластинку в темноте, обливая стекло тут же заготовленной эмульсией с коллодиумом и эфиром и вставлял её мокрой в кассету. Поэтому кассеты и камеры, огромных размеров, на толстых пьедесталах, были всегда очень грязны и непереносимы на природу, чем объясняется почти полное отсутствие в те времена пейзажной фотографии. Мокрый способ требовал сравнительно большого времени на самое занятие и давал подтеки и неясности на негативе...
Подтеки и неясности требовали большой ретуши. Сначала она производилась на позитивах акварелью и гуашью французскими ретушерами со вкусом и хорошей техникой, а затем перешла на негативы и понемногу стала производиться чистыми доморощенными ремесленниками в 1870-х и 1880х годах... Снимаемые лица были настоящими мучениками. Их сажали в кресло с приставленным зажимом сзади для головы, чтобы она нечаянным поворотом не смазала окончательно снимки, и так заставляли сидеть в искусственной позе несколько минут и смотреть при этом неподвижно и повеселее в одну точку. Упор головы достигался также облокачиванием на специальный бархатный подлокотник или круглый высокий столик на одной ножке, причем барышням особенно рекомендовалось упираться указательным пальчиком в щечку или губу. Сзади ставилась в виде фона шаблонная декорация... "
Кстати, вы все побывали на выставке "Японии далекая и близкая" в Литературном музее Красноярска? Там вам наверняка расскажут о Императоре Мэйдзи - 122-й императоре Японии, взошедшем на престол 3 февраля 1867 года и правившим страной вплоть до своей смерти в 1912 году . Его прижизненным именем было имя Муцухито. И о Аркадии Стругацком, который служил в нашем Канске и сделал первоклассный перевод книги "Сказание о Ёсицунэ". Предисловие А. Стругацкого к этой книге впервые было напечатано в 1993 году в
альманахе "Завтра". Вот на кого похож был учитель географии:
Муцухито
Совсем недавно, в начале октября этого года, всем, кто зарегистрировался на портале госуслуг, пришло приглашение поучаствовать в пробной переписи населения. Это необходимо, чтобы проверить, насколько удобно гражданам отвечать на вопросы переписчиков через интернет, а также протестировать нагрузку на переписчиков в регионах. В 2020 году пройдет Всероссийская перепись по всей стране. Итоги Всероссийской переписи станут часть общей мировой статистики.
Всеобщая перепись населения - заметное событие в жизни любого государства. Первая всероссийская перепись состоялась 28 января 1897 года, не смотря на ее чрезмерную бюрократичность, спорный выбор сроков проведения, не совпадающих с европейскими переписями, она признается уникальным по своим масштабам мероприятием, во время которого были задействованы различные правительственные ведомства и широкие слои общественности в лице счетчиков.
В памятной книжке Енисейской Губернии на 1896 год опубликовано подробное разъяснение о переписи:
В соответствии с Положением, высочайше утвержденным 5 июня 1895 года, общее руководство переписью возлагалось на министра внутренних дел, в Санкт-Петербурге учреждалась Главная переписная комиссия, для ближайшего заведования на местах создавались губернские, областные, городские, уездные и окружные комиссии. Делопроизводство по Главной переписной комиссии передавалось в ведение ЦСК.
Иркутские губернские ведомости, 1895 г. № 52 (27 дек.)
Н.А. Тройницкий
Вы, конечно, догадались, что Вениамин Петрович Семенов Тян-Шанский сын выдающегося русского ученого Петра Петровича Семенова Тян-Шанского, который и стал инициатором первой и единственной Всеобщей переписи населения Российской империи. Петр Петрович хлопотал о переписи 30 лет!
Петр Петрович Семенов Тян-Шанский
Сначала ученый провел пробную перепись в Гремячке - своем имении. На основании этих пробных листов были составлены особые формуляры, которые и легли в основу проведения переписи. Вениамин Петрович, сын, еще в 1891 году был назначен канцелярским служащим Главной переписной комиссии и фактически стал личным секретарем своего отца.
В книге очень много воспоминаний по поводу реализации этой компании. Вот, например, почему была выбрана дата 28 января:
Настало время окончательно определить дату, к которой должна быть приурочена перепись. Надо было выбрать такое время, в которое население в провинции наиболее устойчиво сидит в жилищах и в то же время наиболее трезво. Поэтому дата 1-го января, как слишком близкая к рождественским праздникам с их разъездами и с обычными в это время попойками, была отвергнута Главной переписной комиссией. Вместе с тем, надо было устроить перепись до масленицы, когда попойки возобновляются. В результате обсуждения этого вопроса срок приурочения переписи был установлен на 28 января 1897 года, хотя это и не совпадало с обычными сроками западноевропейских переписей и американских цензов. Точно так же самый срок производства переписи в 1897 году, а не в 1900 году, как это делается в Западной Европе и Америке, зависел от того, что к 1897 году финансовое ведомство находило возможным выделить на это дело нужные миллионы из государственного бюджета, а за 1900 год поручиться заранее было невозможно. Надо было «Ковать железо, пока горячо».
На осуществление компании Государственным Советом была назначена сумма в размерах: в 1896 году - 1591155 рублей, в 1897 году - 1537 057 рублей и в 1898 году - 795470 рублей. По окончании публикации всех материалов переписи стоимость работ возросла до 6-7 млн руб.
Или вот такие подробности:
Приближалось осуществление переписи. Перед Главной переписной комиссией вплотную встал вопрос, как обеспечить выполнение ее достаточным количеством культурных работников. Прежде всего, из опытных переписей выяснилось, что на нормальную оплату труда счетчиков, при огромном проценте безграмотного населения в стране, сильно увеличивавшего количество записей, возлагаемых на самих счетчиков, ассигнованных миллионов не хватает, а на дополнительные ассигнования надежда была плоха. В этом случае на помощь пришел министр Горемыкин: он находчиво придумал бронзовую медаль для награждения ею тех счетчиков, которые согласятся исполнять свои обязанности безвозмездно.
Стоимость медали едва ли превышала 5 копеек. Но это оказалась магическая удочка для удовлетворения людского честолюбия, на которую охотно пошла не только масса интеллигентных военных, но и интеллигентного гражданского населения, в том числе и значительная часть студенчества, причем большинство этих добровольцев исполняло свои обязанности не за страх, а за совесть. Счетчиц тогда еще не было.
В Сибири возник другой острый вопрос: там явно не хватало местных интеллигентных сил для производства переписи вообще. Тогда Петр Петрович поставил перед пленумом Главной переписной комиссии ребром вопрос о вовлечении в исполнении переписи в Сибири многочисленных политических ссыльных, а в Европейской России поголовно всех земцев, хотя бы и находившихся на подозрении у правительства в политическом отношении. Против этого резко восстал представитель Министерства внутренних дел, черносотенный член совета министра, старик Морозов. Ему стал возражать член пленума Главной переписной комиссии шестидесятник-либерал, почтенный старик Колошин. Петр Петрович, как председатель, резко оборвал в заседании Морозова и сказал во всеуслышание, что он немедленно поедет к Горемыкину с ультиматумом: или все так называемые «политические неблагонадежные» будут привлечены к производству переписи, или он, Петр Петрович, сложит свои полномочия в качестве главного руководителя всей переписи. Свое заявление он выполнил, и в результате все «политически неблагонадежные» элементы были беспрепятственно допущены к участию в производстве переписи. Таким образом, оба главных кризиса оказались благополучно устраненными.
Иркутские губернские ведомости, 1897 г. № 13 (26 марта)
Окончание в следующем посте.