2007. Жизнь замечательных людей в Абрамцево или картинки с выставок. Часть 2

Mar 29, 2016 20:01

Итак, в предыдущем посте мы дошли до Врубеля. До сих пор я только «Царевну-лебедя» знала да «Демона», ну и некоторые иллюстрации к Лермонтовским произведениям.

Позже, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой Андрея Мамонтова, сына Саввы Мамонтова, умершего в 1891 г.:




Вера Мамонтова, Елизавета Мамонтова, сын Веры - Сергей и сам Савва Мамонтов, похоронены тоже здесь, у церкви:




Верочка Мамонтова это та самая Девочка с персиками. В замужестве Самарина.




Она же на картине В.М. Васнецова «Боярышня» (Портрет В.С. Мамонтовой) 1884г. :




На другой картине В. Васнецова Девушка с кленовой веткой, 1896 г.:




Вот фотография Верочки в детстве:




В юности с сестрой Александрой:




Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви.




Семь лет её будущий муж, Александр Дмитриевич Самарин, не мог получить согласие родителей-дворян на брак с купеческой дочкой. И только после смерти его отца мать благословила этот брак. Вот Вера Саввишна с сыном Юрием:




Вера родила троих детей. Семейное счастье продлилось всего пять лет. 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской… Сгорела за три дня!
Панихида по Вере Саввишне, 1908 год:




Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Наш земляк В.И. Суриков пишет брату А.И. Сурикову:

Москва. [5 января 1908]
Здравствуй, дорогой наш Саша!
Получили твое письмо на праздниках. Ты пишешь, что получил мое письмо 9 октября, но я написал еще письмо в декабре или ноябре, ты должен был его получить. Олюша и Петя с детьми в Париже живут. Они уехали еще 19 ноября туда. Все они здоровы. Хорошо устроились. Пробудут там до осени. Напиши им. Мы здоровы. Особенно ничего не пишу. Вышел из передвижников, потому что не выгодно. Картина моя "Разин" дала им сбор, а мне пользы мало; кроме убытка, даже ничего нет.
От профессорства в Академии отказался. Я люблю свободу. А нужды нет. Теперь в Москве тепло стало, а то морозы с ветром были. Заходил ко мне Александр Петрович Кузнецов. У Саввы Ивановича Мамонтова дочь замужняя (Самарина) умерла. Были с Леной на похоронах. Жаль, молодая была.
Ну, целую тебя, Сашок.
Твой Вася
Будь здоров. Пиши почаще.

Обойдем церквушку кругом:










День, кстати, был субботний и в усадьбе вовсю разгулялась Масленица:




А пока мои любимые родственники наблюдали за празднеством




я сбегала посмотреть экспозицию «Русские художники XX века в Абрамцеве»: коллекцию произведений XX в. Она расположена в бывшем лечебном корпусе санатория - здания в псевдоклассическом стиле, построенном в 1938 г. напротив усадебного дома.




Рядом дуб, видевший Н.В.Гоголя:







В скромном здании первое, что мне бросилось в глаза это портрет Ольги Васильевны Кончаловский (Суриковой), жены художника, 1909 г. Я ему обрадовалась, как родному:




А еще чудные панно П.П. Кончаловского:




Его же «Цветущая яблоня», работа 1937 года:




На выставке еще было много чудных работ художников объединения «Бубновый Валет».
Кончаловские частенько тут отдыхали.
Вот письмо В.И. Сурикова:

[Москва]. 8 мая 1909
Здравствуй, дорогой наш Саша!

Думаю выехать к тебе в 20-х числах сего мая. Не нужно ли тебе что купить здесь? Успеешь еще ответить. Везу тебе ружье и гитару. Отлично ее поправили. Елеша тоже кончает свои занятия. Вопрос только в том, что кончит ли к моему выезду, а то придется ей позже выехать. Квартира за мной остается. Здесь все торжества были по случаю открытия памятника Гоголю. Я был на всех банкетах, заседаниях. Очень интересно было. Потом расскажу тебе. Петя и Оля с детьми это лето будут жить в Абрамцеве у Мамонтовых на даче. Они здоровы все.

Целых 7 лет никуда далеко не выезжали. Кроме Крыма, …и двинуться трудно вдаль, в Красноярск. Но на этот раз шабаш, приеду. Быть бы только здоровому.

Ну, до свидания, дорогой Саша.
Целует тебя твой Вася

Кстати, в январе в память о Наталье Кончаловской - писательнице, поэтессе, переводчице - в Москве на доме 35 по Поварской улице, где она жила долгие годы, открыта мемориальная доска. Церемония прошла в 112-ю годовщину со дня рождения Натальи Петровны.







Потом сбегала в Баню-теремок:




Там тоже много чего интересного. В ней находится очень оригинальная комната - "шкатулка". Печь с красивыми изразцами; комната отделана резными деревянными деталями, а потолок напоминает крышку от шкатулки, отсюда и ее название. На стенах - иллюстрации Е.Д. Поленовой (сестры художника) к "Сказке о Маше и Ване". Елена Дмитриевна Поленова - одна из первых русских художников-иллюстраторов, серьезно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок. Книги в то время стоили очень дорого, а уж книги с иллюстрациями были доступны только для детей из богатых семей. Поэтому Елена Дмитриевна и занялась сбором и иллюстрированием сказок, ей хотелось, чтобы у крестьянских детей тоже была возможность читать хорошие сказки:




А вот и Поленовская дача:







Там открылась выставка «Гуляют там животные невиданной красы».







Много деревянных резных изделий. В экспозиции представлены живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания музея-заповедника «Абрамцево».




Есть еще Кухня (1870) с коллекцией произведений народного искусства, мастерская (по проекту В. А. Гартмана, 1873) с изделиями абрамцевской керамической мастерской и совершенно чудная «Скамья Врубеля» (начало XX в.). Вот майолика со скамьи:




Михаил Александрович еще автор и других произведений гончарной мастерской:













А при чем тут серия «ЖЗЛ»? А при том, что приехала я в Красноярск и побежала в Краевушку за книгой:




Обожаю книги этой серии. Много исторических фактов, архивных выписок, фотографий. Между прочим, Врубель был юрист.

Из книги: «Считалось, «что и тем, кто вовсе не собирались посвятить себя специально юриспруденции, „не бесполезно для жизни приобрести познания, преподававшиеся на юридическом факультете, что предметы, изучаемые на нем, служат продолжением все того же общего образования“, а диплом, полученный на государственном экзамене юридического факультета, „отворял все двери“ - иди служить куда хочешь».

Юридическое образование получили в то время многие художники, поэты, музыканты: А. Бенуа, И. Грабарь, Н. Рерих, П. Чайковский, П. Ершов, С. Дягилев, В. Поленов…

Много интересного написано о Чистякове, «всеобщем учителе» (в т.ч. и нашего земляка В.И. Сурикова):
Чистяков необыкновенный. О работе над рисунком он грозно пророчит: «Шалить нельзя, искусство ревниво, требует полной отдачи и не терпит полумер», но знает, как утомительно часами напряженно постигать рисовальную законность, и специальной педагогической задачей у него колко теребить гаснущее увлечение, вместо монотонных нотаций всяким замечанием ученику озадачить того, огорошить, рассмешить…
…Там, где назидательно рассуждают о важности неослабного внимания на каждом этапе работы, у него коротко:
- Всё - во всю мочь.




Чистяков изумительно чуток.
Уже опытного живописца Виктора Васнецова, который пробовал заниматься у Чистякова, не справился с заданием, изнемог: «Не могу больше, Павел Петрович», учитель, щадя ранимую душу художника и сочувствуя его образным поискам фольклорной национальной самобытности, принуждать к освоению своей системы не стал, благословил идти собственным путем. Но ученицу, свою племянницу Варвару Баруздину, за несуразно построенный рисунок не стеснялся по-свойски упрекнуть, задевая самую чувствительную для барышни струну и подспудно воодушевляя: «Экая ты, мать моя, уродина! Ты старайся быть во всем красивой. Комнату метешь - и ту с любовью мети»…

…Действительно, Павел Петрович превозносил и призывал лелеять аристократизм. Не сословный, разумеется (что было бы дикостью для Чистякова, получившего от доброго помещика вольную, ставшего свободным на третий день после рождения), а тот, которым сберегается «природная красота в манерах, поведении, в отношении к ближним». Что касается живописи, то вершина - это «художники-аристократы, которых каждый набросок, каждая черта так выразительно доказывает тонкое чутье и опытность и изучение». Противоположно - пошлая публика без вкуса и понимания, которой годен и какой-нибудь «плебей в искусстве, а по-русски неуч»…

- Вдумчиво глядите вокруг себя, - повторял учитель. - Ищите красоту не условную, не придуманную, а ту, которую подскажет сама природа. За любовь к ней она в свою очередь раскроет вам свои объятия и откроет все тайны…

Не буду пересказывать содержание, книга достойная и интересная.

Вот, например, описание костюма М. Врубеля:

…Венецианский черный бархатный ансамбль с беретом и белыми чулками уже не годился. Теперь был сшит собственного фасона длиннополый камзол, к нему полагались панталоны до колен, чулки черные и черные туфли - наряд, в котором художник, сбривший бородку и усы, «странно напоминал католического каноника». Кроме того, Врубель соорудил себе пальто с семью (семью!) суконными пелеринами в тонах увядающей листвы. В провинции не оценили врубелевский отклик на фасон «деррика», пальто с многослойным воротом-пелериной, эстетское изобретение английского лорда. Правда, к зиме элегантное пальто ушло к закладчику, так что пришлось гулять по холоду в камзоле…

…Михаил Врубель обожал драгоценные камни, жемчуг, ювелирный металл, а также бисер, блестки, цветные стекляшки, осколки хрусталя, морозные льдинки - все, что сияет, светится, мерцает в бесконечно переменчивой игре лучей. Пленяет красотой, в которой всякая вспышка нова и нет убийственно застывшей окончательности…

В Абрамцево творили, любили, умирали:

В канун нового столетия судьба обрушилась на Савву Мамонтова. Сначала его предали Феденька Шаляпин и Костенька Коровин - оба любимца, бросив поднявшую их Частную оперу, переметнулись на Императорскую сцену…

Портрет С.И. Мамонтова работы М. Врубеля:




Верным оставался В. Серов, М. Врубель и супруга Е.Г. Мамонтова, жизнь с которой в последнее время разладилась… Но об этом в следующий раз. Надо взять почитать книгу из серии ЖЗЛ о Савве Ивановиче в Краевушке.
Читать дальше

художники, гостевой пост, музеи

Previous post Next post
Up