Возвращаясь к
теме екатерининской кареты. Там упоминал казанскую ковку, и то, что в незабвенные времена, но уже после посещения Казани Государыней-анпиратрицей Екатериной II, искусные кузнецы Казани постепенно уступили пальму первенства по оковке городских экипажей сельским кустарям. Сработали законы рынка, поскольку при достаточно большом спросе на экипажные повозки последние (сельские мастера) работали за более низкие цены, чем городские мастера. И всёже в искусстве оковки экипажей чебаксинские кузнецы явились преемниками лучших трудовых традиций казанских каретников.
И в этом случае обращаемся за материалом к казанскому краеведу М.С.Глухов-Ногайбеку, ранее цитированному его краеведческому сборнику «Не молот железо кует» (Казань., ТатКнигоИздат, 1969). Там в статье «Чебаксинские кузнецы» читаем следющее:
«Туристы, да и сами казанцы, проходя мимо великолепного здания республиканской библиотеки имени Ленина, невольно замедляют шаг. Этот темно-серый двухэтажным дворец, владельцем которого некогда была одна из племянниц «всесильного» Ушкова, хозяина Бондюжского и других химических заводов, Зинаида Ушкова, и сегодня поражает любителей старины, если и не строгостью стиля, то роскошной отделкой и своеобразием металлических украшений.
Раньше мне как-то не верилось, что живописные решетки балконов этого дворца, кованые ворота с замысловатыми узорами сработаны чебаксинскими мастерами кузнечного дела. На первый взгляд орнамент их напоминает поздний французский Ренессанс, который очень любили толстосумы, не желая «отставать» от цивилизованного Запада. Безукоризненные пропорции, изящество ковки...
Но всмотришься в них, нет-нет и дохнет на тебя чем-то знакомым и близким. Нет-нет и прорвется через каноническую сеть узоров непослушный стебелек фантастического растения, которому и названия-то, наверное, нет. И мне, когда рассматриваю старинную поковку на балконах Ленинской библиотеки, приходит на память полузабытая свадебная песня, услышанная когда-то под Казанью:
Розан мой, розан,
Виноград зеленый...
У здания библиотеки я вспоминаю эти слова, пожалуй, потому, что уж очень бесхитростно использованы в орнаменте мотивы окружающей природы, и явно выступает в нем все тот же прием «закамаривания», как говорили кузнецы, куска проволоки в уходящую на нет спираль. Эта спираль как обязательный элемент присутствует почти на всех поделках чебаксинских умельцев.
Чебакса... А ведь это село расположено в каких-нибудь километрах десяти от Казани. Сел на автобус городского маршрута, доехал до Акинских каменоломен - там и до Чебаксы рукой подать. Вот уж поистине верно говорят, что удивительное рядом. Сколько раз бродил по окрестным лесочкам и лощинам, в село заходил, а не знал, что таких мест, как Чебакса, еще поискать по России надо. И захотелось мне непременно еще раз побывать в этом самобытном в прошлом кузнечном селе-граде….»
* * *
Мне, после многократного общения с сыном краеведа, Вениамином, который и поделился со мной публикациями отца, тоже захотелось съездить в те места. Многократно упрашивал Вениамина составить мне компанию. Но он ещё бóльший домосед, чем покойный Ислам Хабибуллин. Так и не вытянул Вениамина в Чебаксу, поехал один, уже в 2010 году.
Совершил тогда несколько поездок. Сошелся с местным краеведом, директором школы, а также некоторыми сельчанами, потомками тех самых знаменитых чебаксинских кузнецов.
Сейчас уже мало что напоминает в этом поселке, о прежней кузнечной деятельности.
В годы советской власти качество здешнего кузнечного мастерства постепенно шло на убыль. Сказались требования советской специфики выпускать в бóльшем количестве при том же качестве. Но без особых мер, без серьёзных технологических вливаний, требующих серьёзных финансовых затрат, такое невозможно. Если система замкнута, работает арифметическое правило, при перемене мест слагаемых сумма не изменяется, или в рамках философских категорий качество переходит в количество.
Кроме того, все «художественные излишества» просто отнимали лишнее рабочее время в производстве. Потому в целом по стране, идущей по пути индустриализации, от таких излишеств отказывались, в пользу увеличения валового оборота.
Да и задачи по ассортименту продукции менялись, в т.ч. и для Чебаксы. Не нужны были роскошные экипажи, они стали архаикой.
Сам процесс кузнечного производства стал более механизированным, и былые кузнечные мастера остались лишь на портретах семейных архивов, которые, увы, немногочисленны.
К сожалению, пока не могу найти свои записи тех лет, потому не помню точно, какая фотография из чьего архива. Да простят меня люди делившиеся ими. Как найду записи, непременно восстановлю справедливость.
В селе остались цеха, но большинство из них уже не в рабочем состоянии.
Что говорить, если некогда знаменитый своей металлургической отраслью миллионный Челябинск, «переквалифицировался» и в нынешнее время стал хлебной столицей Южного Урала, а комбинат распродан «чэпэшникам».
Поселок Чебакса расположен на двух холмах, между которыми в овраге течёт ручей, ныне почти совсем увядший.
Именно у ручья, там, в овраге и стояли кузни. Это было вызвано пожарной безопасностью, чтобы от искр кузни, которые ветром могло унести на достаточное расстояние, не случился пожар в самом селе. Ведь прежде и крыши жилых домов крыли соломой.
Вода постоянно нужна была и в самом кузнечном производстве. А тут пожалуйста - в овраге она всегда под рукой.
В советское время кузнец там понятно уже не было. Но стояли бани селян, нередко топившиеся по-черному.
Сейчас вдоль русла ручья не видно никаких строений, лишь заросли высокого кустарника почти полностью скрывают от глаз тоненькую нитку текущей воды.
Читаем у М.С.Глухова-Ногайбека:
«Из-под косогора вытекает и петляет посреди села речушка Киндерка, вода в которой во все времена года холодная и чистая, как в роднике. Пить киндерскую воду одно удовольствие, но для стирки и мытья неудобная: «Новости» не напасешься,- жалуются хозяйки.
Говорят, когда-то Киндерка была полноводной, много водилось в ней сорожки. Построили водозабор для города - река обмелела, не стало и рыбы.
Вдоль берегов речки тут и там доживают свой век несколько корявых ив. И можно бы сказать, что село зеленью небогато, если бы сразу же за околицей не начиналось чернолесье.
Чебакса - село древнее. Об этом говорит и его тюркское название. По толкованию здешних стариков Чебакса - значит рыбацкое поселение. В прежние времена, сказывают, все село рыбной ловлей занималось.
Дома здесь лежат на холмах да по оврагам. Видно, потомки перестраивались на том же месте, где стояли дома их предков: испытанное оно, дескать, проверенное. Навряд ли люди в недавнем прошлом для своих поселений стали бы выбирать косогоры да лощины.»
* * *
Что ещё напоминает о прежней кузнечной славе Чебаксы, так останки местного училища, Чебаксинской художественной ремесленной школы, по преданию основанного аж самой Екатериной II. На самом деле в 19 веке.
Учебный процесс имел место и в советское время. Но учили уже не художественной ковке. Постепенно Чебакса превращалась в обычный поселок с некоторым техническим уклоном.
Любопытен вынужденный технологический альянс сложившийся между кузнецами русской Чебаксы и угольщиками татарской Атни. Как пишет Максим Степанович, пересказывая рассказы чебаксинских старожилов:
«Возьми уголь. Ну что бы в нем такого, в древесном-то угле. А вот поди же ты, заготовь его! Не заготовишь. Пробовали наши мужики, да ничего не вышло. Ездили чебаксинцы поучиться этому искусству к атнинским жигалям. Грешным делом и я ездил к ним. Да ни с чем, вернулся.»
Так и брали чебаксинский кузнецы качественный уголь для кузни в Атне
* * *
Максим Степанович успел записать рассказы тех, кто помнил рассказы старших, ещё занятых художественной ковкой, высокохудожественным кузнечным производством:
«А в стары-то годы, сказывали, почище Гребенщиковы мастера бывали,- передохнув и поправив очки, продолжил рассказчик.- Решетки перед клиникой, что возле Лядского сада, видели небось? Лепесточки-те у роз, как живые, по сей день. Вот как умели кузнечить! Или Казанское Подворье взять. Ворота чьих рук дело? Вот то-то!
Да, талантливые чебаксинские мастера вкладывали в свои изделия много творческой фантазии, опыта, используя народные орнаментальные мотивы. Из поколения в поколение они совершенствовали искусство художественной ковки. Порой оставались без куска хлеба, но искали и находили правильное решение того или иного узора….»
* * *
Лепесточни розочек не сохранились. Последнюю аутентичную снял на сохранение ныне покойный уникальный казанский феномен Борис Зыков. Розочки ограды Оконишниковского особняка свинчивали просто от баловства и постепенно терялась художественная уникальность кованой ограды.
* * *
Ещё читаем у Максима Степановича инересные моменты:
«К числу образцовых поковок чебаксинцев можно отнести ограды, ворота, крылечные своды и арки других зданий города. Например, художественные поковки музея изобразительных искусств ТАССР, Казанского сельскохозяйственного института имени Горького и так называемого дома Кекина. Словом, постройка любого значительного здания Казани прошлого и начала текущего веков не проводила без участия мастеров кузнечного дела из села Чебакса.
Одной из последних построек, украсивших дореволюционную Казань, было здания Госбанка (1912-1916 гг.), Во и поныне стоит на улице Баумана. Перила лестницы на второй этаж этого сооружения выполнены учащимися (Чебаксинской художественной ремесленной школы под руководством преподавателя по труду Александра Петровича Волкова.
«Это чисто ручная работа учеников,- пишет о перилах Александр Петрович, сам проживавший в Москве,- Выполненная под «русский стиль», и здесь нет никакого штампа...
…Много заказов в Чебаксу поступало и из других городов Поволжья. Упомянем хотя бы прекрасные решетки вокруг бывшего Александровского сада в Ульяновске, которые выполнены на манер ограды нашей бывшей детской клиники ГИДУВа. »
* * *
При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна