Самара. Работы строителя и архитектора Г. Н. Мошкова

Sep 07, 2009 20:05


- работа в архитектурном бюро А. А. Щербачева - знакомство с Марией -
русско-японская война - положение в обществе и характер мастера - империалистическая война -
Октябрьская революция - работы Мошкова и их современное состояние (фотографии)



Дома строителя и архитектора Г. Н. Мошкова и по сей день украшают улицы нашего города. Его дома выразительны по своему архитектурному образу, отличаются своеобразным рисунком, богатым декором и пластикой, им присущи красота, выразительность деталей и в то же время спокойная неброскость объемов. Если у других, модных тогда архитекторов дома были «солидными», то у Георгия Николаевича - «душевными», вносящими в городскую среду радость и умиротворение.


Георгий Николаевич Мошков родился 16 января 1871 года в селе Виловатое Бузулукского уезда Самарской губернии в семье волостного писаря. Еще в детстве он работал помощником плотника при рубке изб и строительстве церкви. Основные познания в области архитектуры получил на военной службе в инженерно-саперном батальоне (1894 - 1897 г. г.) и в архитектурной мастерской А. А. Щербачева, где прошел путь от чертежника до техника-проектировщика. В мастерской Мошков познакомился с другим начинающим строителем - Яковом Степановичем Ушаковым-Решетниковым.

Молодые люди и работали вместе, и вместе проводили досуг, в частности, ходили на вечера танцев в Народный Дом им. Пушкина. С Яковом иногда гуляла и его сестра Маша. Так и познакомились Георгий Николаевич Мошков и Мария Александровна Ушакова-Решетникова.

В 1904 году Мошков был призван на русско-японскую войну. Дочь архитектора Мария Георгиевна Мошкова так вспоминала о его «японской авантюре»: «Скрыв свою болезнь, по которой он мог быть освобождён от военной службы, отправился на фронт как унтер-офицер саперных войск. Был контужен, отлежался в полевом госпитале. После заключения мира, по пути с фронта, по эшелону прошел слух, что поезд проследует мимо Самары без остановки, и войска отправят в Москву на «усмирение бунта». Тогда Мошков с группой солдат на одной из станций сбежал, прихватив оружие. Его жена Мария в это время с сыном Сашей снимала квартиру на даче Колесникова у Постникова оврага в Самаре. Георгий Николаевич пришел домой совершенно больной. Мария Александровна страшно испугалась, схватила первым делом винтовку, завернула ее в какое-то тряпьё и бросила в ближайший пруд, а мужа отвезла к врачу, который каким-то непостижимым образом устроил его в лазарет. Мошкова обратилась и к своей крестной матери - графине Толстой, которая также оказала содействие. Благодаря всему этому Георгий Николаевич избежал наказания за свой побег, расценивавшийся как дезертирство».

Период с 1903 по 1914 г. г. был для Мошкова наиболее плодотворным. В это время он начинает работать не только как строитель-подрядчик, но и архитектор. Вместе с тем, он никогда не говорил «я проектировал», а всегда делал акцент - «я строил». Своими работами он считал более 30 зданий, хотя на данный момент их известно меньше. Мастер работал в самом широком диапазоне - от русско-византийского стиля до позднего модерна.

На своем творческом пути Георгий Николаевич встречал массу препятствий.
Он не имел специального образования (все его «университеты» - необыкновенная работоспособность, целеустремленность и тяга к знаниям). В среде потомственной интеллигенции он не чувствовал себя равноправным. Его «архитекторство» принималось с трудом в среде коллег, а отсюда и у власть предержащих. Да и по закону проектировать здания без специального образования было запрещено. Единственной возможностью осуществления своих проектов была работа по подрядам, но и тут существовало препятствие: не имея недвижимого имущества (гарантий), подряды сам брать не мог. Вот здесь и включилась в работу жена - Мария Александровна, помогала её недвижимость - половина маленького домика в Солдатской слободе (ныне Мичуринский микрорайон). Официальной подрядчицей становилась жена.

Мошкову трудно достался скачок от малограмотного мужика с 2 классами церковно-приходской школы до уровня архитектурного образования, при постоянном отстаивании права на самостоятельную работу, отстаивании авторских прав. В некоторых случаях приходилось идти на компромисс, продвигать проекты за подписью маститых архитекторов на определенных условиях. Многие из этих домов не вошли в список его авторских работ, и он не претендовал никогда на их авторство, отчасти избегая конфликта, а более стыдясь этих фактов как проявления с его стороны непринципиальности.

М. Г. Мошкова писала: «В работе Мошков был требовательным к себе и окружающим, нетерпимым к нерадивости и нечестности. Вот и получился, по словам дяди Яши (Ушакова-Решетникова), «неистовый характер». Он часто выходил из себя, порой был «скор на руку», что, впрочем, ему легко прощали, так как вспышки эти были «по делу», а пыл его быстро проходил и он старался как-то загладить свою грубость. В последнем большую роль играло и влияние жены: ей приходилось воспитывать не только детей, но и мужа. В расчете с рабочими не было мягче человека, особенно когда имел дело с добросовестными работниками. Так и прожил всю жизнь бессребреником. Выполняя большие заказы, капитала не нажил, не собрал даже денег на постройку собственного дома, что для подрядчика в то время было, в общем-то, даже позорно. Семья всю жизнь прожила на квартирах».

В 1914 году Мошков снова уходит на фронт ополченцем, передав наблюдение за строительством городского ломбарда и 4-й пожарной части своей жене, с чем Мария Александровна успешно справилась до его возвращения.

В 1918 году при КОМУЧе за сочувствие большевикам Мошков ненадолго попал в тюрьму. Дочь архитектора писала: «Отец и строил губернскую тюрьму, и сидел в ней».

После 1918 года и до самой своей смерти Мошков смог реализовать только один проект - надстройка Госбанка на ул. Куйбышева, выполненная совместно с архитектором А. И. Матвеевым в 1937 году. Известны еще два проекта, которые не были осуществлены: церковь в родном селе и мечеть на ул. А. Толстого.

Несмотря на активную поддержку новой советской власти, Мошков смог получить официальную квалификацию лишь как «техник-строитель и строитель-практик».

Итак, список и фотографии наиболее значимых построек строителя и архитектора Г. Н. Мошкова (приводится на основе воспоминаний дочери архитектора):

1. Здание винных складов Г. И. Иванова (с расширением), 1906-1908 г. г. Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165). Ул. Венцека, 61/ Молодогвардейская, 39. Ренессансные мотивы, эклектика. На первом рустованном этаже находились магазин и служебные помещения, второй этаж с арочными окнами и балконами был занят жилыми апартаментами хозяина.

Памятник в историческом центре города Самара медленно разрушается, залы складов превращены в свалку, стекла окон разбиты, на втором этаже живут бомжи и голуби. Написал я письмо Министру культуры Самарской области Рыбаковой по электронке с просьбой раскрыть планы Министерства относительно этого здания, но как говорится, ни ответа, ни привета. Есть безумная идея купить листы фанеры и хотя бы забить окна здания Иванова на зиму, а на входную дверь повесить замок.



Хороша наружная реклама под балконом.



Здание пустует. Дверь нараспашку.



Нет, нас не бомбили.





Вид на ул. Венцека (Заводская) с балкона на втором этаже.



На первом этаже.



Второй этаж. Личный кабинет Г. И. Иванова. Много живых и дохлых голубей.









2. Доходный дом подрядчика А. И. Юрина, 1912 г.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ то 06.05.87 г. № 165). Ул. Некрасовская, 46.









Потрясающий балкон. Все его знают. Этот балкон уже много лет новая отдельная достопримечательность.





Черный ход. С лестницы жжёт глазами кот.



Парадный подъезд.

3. Дом Т. А. Кудряшева, 1901 г.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165).
Ул. Галактионовская, 41. Первая работа Мошкова как архитектора.
Здание выполнено в русском кирпичном стиле.
Первоначальный проект предполагал установку на фасаде часов.
Ныне классические коммуналки.



4. Дом присяжного поверенного О. Г. Гиршфельда, 1903 г.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165).
Смотреть здесь: http://golema.livejournal.com/10027.html

5. Дом П. В. Сидоровой, 1904 г. Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 19.11.66 г. № 617).
Ул. Ленинградская, 49/Чапаевская, 87.



Здесь, по словам В. Г. Каркарьяна, проявилось необычное нововведение Мошкова - использование аркад византийских храмов в проектировании жилых зданий. Например, основание купола решено в виде аркатурного пояса и ряда вытянутых арочных окон. Зданию повезло, так как оно принадлежит Самарскому государственному медицинскому университету.
Выглядит дом прилично.

6. Дом Л. М. Сибярковой, 1904 г. Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165).







7. Доходный дом купчихи А. Я. Покидышевой.
Памятник архитектуры регионального значения (Приказ МКМС от 25.12.07 г. № 5).
Зданию повезло, так как в нем располагается наша региональная ФСБ. Выглядит дом прилично.







8. Личный особняк А. Т. Кудряшева, 1906-1908 г. г.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165). Ныне детский сад № 105.





9. Особняк крупного домовладельца С. А. Филимонова, 1907-1908 г.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165). Ул. Льва Толстого, 97 /Ленинская, 116.











10. Доходный дом В. С. Лебяжинского, 1910-1911 г. г. Ул. Л. Толстого, 72.
Зданию повезло, так как здесь располагается Налоговая инспекция по Ленинскому району.
Выглядит дом прилично.





Подъезд в доме Лебяжинского.

11. Дом П. И. Филатова (позже дом Борщева), 1910 г. Ул. Фрунзе, 127.
Здание окончательно испорчено белыми пластиковыми стеклопакетами. Фото не привожу.

12. Дом Е. А. Усениной, 1913 г. Ул. Красноармейская, 13.



13. Дом Жоголева, 1909 г.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165). Ул. Галактионовская, 57.
Модерн с барочными мотивами. Испорчен новыми стеклопакетами.











14. Дом на ул. Рабочей, 22 - 24, где после 1919 года жили Мошковы.

15. Дом священника кафедрального собора. Снесен в 60-х г. г. XX века.
Рисунок дома можно увидеть здесь: http://kraeham.livejournal.com/14949.html

16. Дом Любимова, 1912 г. Ул. Куйбышева, 71.







17. Здание женской гимназии А. С. Межак-Хованской.
Памятник архитектуры регионального значения (Приказ МКМП от 25.12.07 г. № 5). Ул. Чапаевская, 74/ Венцека, 51.
Фото не привожу.

Здания построенные по чужим проектам:

1. Гусарские казармы, 1910 г. Арх. Черноморченко. Пр. Масленникова, 3.
2. Самарская электростанция, 1911-1912. Арх. Вернер. Волжский проспект.
3. Городской ломбард, 1912-1914 г. г. Арх. Вернер. Ул. Арцыбушевская, 145.
4. Пожарная часть. Арх. Клейнерман. Ул. Чернореченская, 55.
5. Ольгинская община. Арх. Хилинский.
6. «Красный крест», 1901. Угол Л. Толстого и Никитинской, 2б.
7. Здание губернской тюрьмы. Ул. Арцыбушевская, 171.
Памятник архитектуры регионального значения (Постанов. Главы адм-ции Сам. обл. от 27.03.92г. №77).

Мошков, архитекторы, Самара

Previous post Next post
Up