Коротко рассмотрим историю владений самарского земства (домовладений с конца 1840-х по 1900 годы) в 67 квартале Самары.
В конце 1840 - конце 1850-х годов земля с деревянными строениями на современном углу улиц Фрузе, 114 - 116 / Льва Толстого, 25 принадлежала жене бузулукского помещика, статского советника, позже тайного советника, вице-губернатора при К.К. Гроте в 1855 - 1857 годах, мирового посредника в Бузулукском уезде, Оренбургского губернатора в 1861 - 1867 годах, седьмого Самарского губернатора в 1867 - 1872 годах, почетного мирового судьи, Самарского губернского предводителя дворянства Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя С.Т. Аксакова - Софье Александровне Аксаковой (урожденной Шишковой). На земле С.А. Аксаковой числились: дом деревянный с мезонином и два деревянных флигеля, постройки датированы 1849 годом или ранее. Чета Аксаковых имела обширные земельные угодья в Бузулукском и Ставропольском уездах Самарской губернии и Белебеевском уезде Уфимской губернии (до 12 000 десятин земли к 1891 году). В Самаре на углу Алексеевской (ныне Красноармейской) и Саратовской (ныне Фрунзе) улиц Аксаковы выстроили добротный каменно-деревянный дом напротив будущего дома Курлиных (ныне на месте дома Аксаковых заброшенный сквер у так называемого офицерского дома на улице Фрунзе, 161). С.А. Аксакова активно занималась благотворительностью. Входила в Дамский комитет общества попечения о бедных, организовывала благотворительные спектакли. Содержала собственный театр. В личной собственности С.А. Аксакова имела 1 727 десятин земли при селе Никольском Страховской волости Бузулукского уезда, хотя чаще всего жила в любимом сельце Языкове Богородицкой волости Бузулукского уезда Самарской губернии с детьми Ольгой 1848 года рождения и Сергеем 1861 года рождения, либо в Москве. О владениях Софьи Александровны в 67 квартале города Самары в краеведческой литературе, к сожалению, не упоминается ни слова, хотя информацию о ее городской земле вполне легко можно обнаружить в Подворной описи домов, например, за 1858 год в ЦГАСО. Вообще, создается впечатление, что все самарские городские активы Аксаковых были больше доходными. Собственный дом Аксаковых позже отошел дочери Ольге, которая, увы, на старости лет видела из окон этого дома только ужасы трех русских революций. В 1930-х годах при строительстве П.А. Щербачевым комплекса ПРИВО и ОДО дом был снесен, на его месте разбили уютный сквер, который быстро пришел в запустение.
В 1858 году земля в 67 квартале перешла к родному брату Аксаковой, помещику, губернскому секретарю Александру Александровичу Шишкову, который в том же году построил первое каменное здание усадьбы - амбар по улице Москательной. Так как А.А. Шишков в 1859 - 1871 году работал в посольствах, сначала в Лондоне, а затем в Париже, то почти все дела вела его жена М.Ю. Шишкова. Надо отметить, что семье Шишковых принадлежал и соседний южный участок по улице Саратовской. Здесь по запросу от 1859 года М.Ю. Шишковой было разрешено построить по проекту архитектора фон Блосфельдта каменное двухэтажное здание в исполнение контракта, заключенного в мае 1859 года с губернатором К.К. Гротом. Предприимчивый Шишков обязывался выстроить двухэтажный каменный дом с каланчою, службами и конюшней на 20 лошадей и сдать внаем под помещение городской полиции, квартиру полицмейстера и пожарной команды. К сентябрю 1860 года комплекс был сдан в аренду городу на 12 лет. Застройку этого периода хорошо отражает фотография 1880-х годов из альбома фотомастеров В.А. Михайлова и Н.И. Цвиленева. Справа, за полицейским управлением, вдалеке видна интересующая нас усадьба и двухэтажный деревянный жилой дом, построенный С.А. Аксаковой.
Фото смотрите в I части Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
В 1867 году угловое домовладение размером 30 саженей по улице Москательной (ул.Л. Толстого) и на 41 сажень по улице Саратовской (ул. Фрунзе) приобрел чиновник Зефиров Николай Саввич, передавший управление своему брату надворному советнику, чиновнику Губернского Правления Зефирову Александру Саввичу (Исаевичу), жившему на Ильинской площади. Среди всех зданий наибольший интерес у нас вызывает реконструкция А.С. Зефировым каменного амбара по красной линии улицы Москательной в жилой дом с надстройкой деревянного мезонина и пристоем парадного крыльца с востока в 1871 году. Это конструктивная основа современной литеры А2 дома по улице Л. Толстого, 25, которую позже А.У. Зеленко предложил надстраивать и перестраивать (но об этом ниже). Зефировы сходят со сцены уже в 1875 году.
Проект каменного дома с деревянным мезонином А.С. Зефирова, 1871 года перестройки из амбара А.А. Шишкова.
Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
В период 1875 - 1882 годов владельцем дворовых мест в северной части 67 квартала упоминается некий научный управитель Иван Никитич Ржанов. Что же это за научный управитель? По документам ЦГАСО (Ф.153. Оп. 38сч. Д. 236) под научным управителем подразумевался мещанин, управляющий делами городской усадьбы, имевший «золотые руки», строитель, столяр и плотник, работавший у Зефировых, исправлявший крыши, ворота, рамы и прочее - он самый - Иван Никитич Ржанов. В 1875 году он выкупил землю со строениями с торгов и замучил впоследствии управу своими прошениями о перестройках и разными проектами. За ним числились постройки: 1) деревянный дом, крытый железом, обложенный кирпичом в 1 этаже (построенный Аксаковой); 2) три деревянных флигеля (построенные Аксаковой); 3) каменный дом с мезонином (построенный как амбар Шишковым, реконструированный Зефировым); 4) дом деревянный на каменном этаже; 5) службы вдоль западной и южной границы участка. В 1875 году Ржанов подавал в городскую управу два прошения с приложением проектов на застройку угловой части домовладения. Первый - двухэтажный каменный дом с образцовыми фасадами, второй - одноэтажный каменный дом несколько эклектичной архитектуры.
Третье прошение от 1877 года, подтверждает, что творческая натура владельца разработала еще один вариант деревянного одноэтажного дома с мезонином во двор и парадным крыльцом на том же углу, но так его и не реализовала.
Проект углового здания И.Н. Ржанова 1877 года (не реализован). Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Возможно, что на Ивана Никитича влияние оказывал и его сын, который увлекался живописью и черчением, а отец ему не препятствовал, не мешал. С конца 1870-х годов сын Ивана Никитича - Александр, окончивший Строгановку (ныне МГХПА), уже преподаватель чистописания, черчения и рисования в мужской гимназии в доме Вощакина на углу Заводской (ныне Венцека) и Саратовской (ныне Фрунзе) улиц, и в Железнодорожном училище.
А теперь предпоследний владелец - Лев Львович Зелихман (1882 по 1898 годы). Это был, как мы уже упоминали, человек всем известный, уважаемый в еврейской общине, в самарском обществе, инженер-технолог, владелец самарской спичечной фабрики «Волга» и технической конторы Л.Л. Зелихман, тесть самарского архитектора Зульриха (Зельмана) Беньяминовича (Вениаминовича) Клейнермана. Большой «придумщик и прохвост», но все его любили (по Зелихману нами собрана масса интереснейших раритетов, графических и документальных материалов, которые мы представим в ближайшее время). К 1882 году Зелихман снес жилой деревянный двухэтажный дом и флигели по красной линии улицы Саратовской, а остальные существующие строения на генеральном плане указаны каменными. В 1882 году построена каменная одноэтажная лавка с жильем по улице Саратовской (сохранившаяся ныне по адресу Фрунзе, 114). В 1883 году наконец-то возведено одноэтажное каменное здание на углу усадьбы, которое можно видеть на фотографиях первого десятилетия XX века. В период 1894 - 1898 годов появился небольшой каменный одноэтажный дом с подвалом (в настоящее время занимаемый музеем Фрунзе).
В 1890-х Зелихман сдавал в аренду дворовые службы знаменитому самарскому макаронному заводу Оскара Кеницера (ныне макаронный завод «Верола»), которые были приспособлены для производственных целей с добавлением помещений котельной и сушильни в 1891 году. Бывший дом Зефирова - Ржанова с деревянным мезонином по улице Москательной, согласно архивной описи самарских домовладельцев 1897 года, при Л.Л. Зелихмане занимало казенное учреждение «Контроль Самаро-Златоустовской железной дороги с Оренбургской веткой», а также в домах усадьбы жили квартиранты, некие служащие Р.Т. Иванов, К.А. Леман, А.П. Шибер, А.С. Чернышев.
План владений Л.Л. Зелихмана в 67 квартале 1898 года. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО. Литеры А - каменный дом с мезонином бывший Зефирова - Ржанова 1871 года постройки (Контроль Самаро-Златоустовской железной дороги с Оренбургской веткой); В - каменный дом в один этаж с лавкой 1883 года постройки (угловой); С - по западной границе сушильня завода О. Кеницера 1891 года постройки, С - в юго-западном углу - машинное отделение завода; D - одноэтажный дом с подвалом 1894 - 1898 годов постройки (ныне музей М.В. Фрунзе); Е - еще одна сушильня; К - котельная.
Проект одноэтажной лавки с жильем по улице Саратовской 1882 года постройки на земле Л.Л. Зелихмана
(сохранившаяся ныне по адресу Фрунзе, 114). Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Улица Фрунзе, 114
Из проекта сушильни макаронного завода О. Кеницера на земле Л.Л. Зелихмана, 1891 года постройки. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Одноэтажный дом с подвалом 1894 - 1898 годов постройки (ныне музей М.В. Фрунзе). Улица Фрунзе, 114 литера «Б»
В 1897 году нашими земскими деятелями было принято принципиальное решение о строительстве собственного здания губернской земской управы. 29 апреля 1898 года по результатам конкурса (13 участников), как мы подробно писали
в части I , самарским земством под здание управы была куплена земля у Л.Л. Зелихмана со всеми строениями за 60 000 рублей в северо-восточной части 67 квартала.
В 1900 году у ярославского купца I гильдии, известного самарского благотворителя, «судовщика» (владельца грузового и буксирного пароходства), хозяина знаменитого на Волге буксирного парохода «Самара», потомственного почетного гражданина Самары Ивана Васильевича Константинова были докуплены еще два дворовых места на углу улиц Москательной и Дворянской (ныне угол улиц Л. Толстого и Куйбышева), на котором находились постройки, занимаемые тогда пивной, трактиром и складами Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. фон Вакано.
Таким образом, Самарская земская управа получила в собственность к 1900 году почти треть всего 67 квартала.
После составления проекта нового здания самарской губернской земской управы по Саратовской улице и проекта надстройки и перестройки бывшего здания Зефирова - Ржанова - Зелихмана по улице Москательной заведующим дорожно-строительным отделением, гражданским инженером А.У. Зеленко, 25 мая 1899 года было подано прошение в управу с просьбой о разрешении на строительство. Разрешение было получено, что и зафиксировано в журнале Технического отделения от 31 июля 1899 года.
Из проекта здания Самарской губернской земской управы А.У. Зеленко 1899 года. Фасад. Из фондов ЦГАСО
Из проекта здания Самарской губернской земской управы А.У. Зеленко 1899 года. Разрез. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Из проекта здания Самарской губернской земской управы А.У. Зеленко 1899 года. Планы этажей. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Генплан земских владений в 67 квартале, составленный А.У. Зеленко в 1899 году
В итоге со стороны Саратовской (ныне Фрунзе, 116, лит. А) улицы было выстроено новое двухэтажное здание в неорусском стиле, наиболее подходящем всем своим духом для российского органа самоуправления. Фасад здания отступал вглубь относительно красной линии улицы, что было редким явлением для города. Перед ним разбили зеленые газоны, оградив от тротуара кованой решеткой. Здесь нет характерных для русского стиля шатров и высоких кровель. Зеленко лишь ориентировался на формы и мотивы русской архитектуры XVII века, но трактовал их как архитектор новой эпохи. По сути, все элементы русского стиля здесь модернизированы. Ведущими темами фасадов стали огромные окна, отличающиеся пышностью обрамления, а также горизонтальные тяги, делящие плоскость фасада на разные по величине этажи.
Венчающий карниз представляет собой широкий лепной декорированный пояс. Аттиковая стенка главного фасада украшена стилизованными барельефами герба губернии конца XX века, завершенными трехлепестковыми кокошниками. Аркады небольших окон в килевидных арочных обрамлениях по замыслу Зеленко должны были представлять, так сказать, верхний свет второго этажа. Однако, по предварительной версии, при реконструкции 1914 года было устроено существующее в настоящее время, дополнительное перекрытие, и окна, дававшие верхний свет второго этажа стали окнами невысокого третьего этажа с одним эксплуатируемым помещением вдоль южного фасада и чердаком.
Между двух ризалитов с балконами (белокаменные ограждения балконов утрачены) мы видим сдвоенные полуциркульные окна со средним разделительным импостом и кубической капителью колонн. По оси фасада - портал входа с килевидной аркой. Внутренняя планировка нового здания определялась функцией общественного учреждения, в ней удобно сочетались черты рационализма в расположении кабинетов и парадности в оформлении зала заседаний, а также интерьеров вестибюля и центральной лестницы. Вестибюль ведет к трехмаршевой мраморной лестнице с чугунными балясинами. Интересно, что подобные балясины мы можем найти и в особняке Курлиных. В межэтажном пространстве в советское время (1980-е годы) окно заменено витражом «Молодые строители Куйбышева». Лестница приводила посетителя в двусветный зал заседаний. По обе стороны от вестибюля и зала заседаний располагались кабинеты отделений управы. С севера новое здание было объединено теплым переходом с бывшим одноэтажным зданием Л.Л. Зелихмана на углу квартала. Часть полов в здании была покрыта паркетом фабрики Г.Ф. Локке в Казани и плиткой завода барона Великого княжества Финляндского Эдуарда Эдуардовича Бергенгейма в Харькове.
Историк архитектуры, доктор искусствоведения М.В. Нащокина сравнивала здание Самарской губернской земской управы с Верхними торговыми рядами в Москве Александра Померанцева, ныне ГУМ («нечто близкое по формам» - писал этот известный автор), а искусствовед Н.В. Мельникова проводила даже какие-то аналогии с проектом самарского драматического театра по проекту Д.Н. Чичагова. Эти сравнения трудно как-то оценить и прокомментировать. Бесспорно лишь то, что здание Самарской губернской земской управы по проекту А.У. Зеленко является блестящим образцом неорусского стиля и заслужено признано объектом культурного наследия федерального значения. В качестве превосходного примера неорусского стиля фотографии Самарской губернской земской управы были помещены в замечательную монографию известного историка архитектуры и искусствоведа Евгении Ивановны Кириченко «Русский стиль», которая была издана в Италии в 1987 году.
Здание Самарской губернской земской управы. Фотоснимок до 1913 года
Угловой одноэтажный дом 1883 года постройки, принадлежавший ранее Зелихману, соединенный с новым зданием управы переходом, был отдан под губернскую земскую типографию, которой руководил на тот период известный журналист и публицист, бывший редактор «Самарской газеты» Евгений Александрович Валле-де-Барр (работал еще с Алексеем Пешковым).
Здание Самарской губернской земской управы. Фотоснимок до 1913 года. С угла одноэтажный дом 1883 года постройки,
принадлежавший ранее Зелихману (с 1900 по 1913 годы Самарская губернская земская типография)
Бывшие здания Самарской губернской земской управы. Фотоснимок 1930-х годов
Бывшее здание Самарской губернской земской управы. Фотоснимок 1980-х годов.
Одноэтажный с подвальным этажом и деревянным мезонином бывший дом Зефирова - Ржанова - Зелихмана 1871 года постройки по улице Москательной предполагалось перестроить и надстроить (сохранился одобренный проект А.У. Зеленко, публикуемый впервые). Но, судя по всему, он не был реализован.
Из проекта А.У. Зеленко 1899 года перестройки и надстройки одноэтажного с подвальным этажом и деревянным мезонином бывшего дома Зефирова - Ржанова - Зелихмана 1871 года постройки по улице Москательной. Красными чернилами указаны новые объемы (вероятно, не был реализован)
Другие строения, в том числе дома на земле И.В. Константинова, приспособили под квартиры земских служащих и склады.
Согласно отчетам о суммах Самарского губернского земства за 1900 год все расходы по покупке земли, строительству нового здания и перестройке углового дома выразились в сумме 200 128 рублей 43 копейки, из которых за уступленную землю Л.Л. Зелихману было уплачено 60 000 рублей, И.В. Константинову 70 000 рублей, а на строительство и материалы определено 70 128 рублей 43 копейки.
Из отчета о суммах Самарского земства 1901 года
Уже к октябрю 1899 года строительные работы окончились. После завершения внутренней отделки помещений и переезда в новое здание состоялось освящение. 16 января 1900 года «Самарская газета» писала: «Вчера в первом часу дня состоялся молебен и освящение нового здания губернской управы. Со вчерашнего дня XXXV губернское земское собрание здесь также проводит свои заседания».
Первые общественные мероприятия - торги на выполнение текущих работ дорожно-строительное отделение управы провело еще до освящения - 6 января 1900 года - торги на строительство 2 приемных покоев в Богдановке и Дубовом Умете, а 22 февраля состоялось первое заседание отделения в новом здании и торги на поставку стройматериалов и проведение ремонтных работ в Самарской губернской земской больнице и больнице для душевнобольных в Томашевом колке (ныне ул. Ново-Вокзальная), а также на строительство комплекса зданий Кинельского земского сельскохозяйственного училища, ставшего третьим во всем нашем Поволжье (ныне Самарская государственная сельскохозяйственная академия в Кинеле).
Общая перспектива Саратовской (ныне Фрунзе) улицы с четырьмя домами, приндлежавшими Самарскому земству, ранняя весна 2017 года
Зима 2016 года
Осень 2016 года
Со двора
В вестибюле
Плитка Бергенгейма
...Аркады небольших окон в килевидных арочных обрамлениях по замыслу Зеленко должны были представлять верхний свет второго этажа. Однако, по предварительной версии, при реконструкции 1914 года было устроено существующее в настоящее время, дополнительное перекрытие, и окна, дававшие верхний свет второго этажа стали окнами невысокого третьего этажа...
Далее о новом здании Самарской губернской земской управы 1913 - 1914 годов постройки:
http://kraeham.livejournal.com/100996.html