М. Бураков Мысли о новых Всеобщих Верах

May 26, 2019 15:04


М. Бураков, Президент клуба «Общество духовной культуры»
Урало-Сибирской Федерации клубов, центров и ассоциаций
ЮНЕСКО (г. Екатеринбург)
Мысли о новых Всеобщих Верах


Майские события 2019 года в Екатеринбурге вокруг «Храма у Драмы» заставляют снова
обратиться к вопросу о вере и свободе совести, о религиях «традиционных», «тоталитарных» и
Стоит вспомнить, что такое религия, и чем она отличается от веры? Я знаю людей, которые
убеждены, что это синонимы. Но синонимы появляются в языке для того, чтобы подчеркнуть
некоторые нюансы, отсутствующие в одном из них. Слово «религия» (от латинского «религаре» -
вновь связывать) появилось в нашем языке, кажется, в XIX веке.
До этого большинство россиян
были людьми веры православной. Но вера - это вещь, в значительной степени, субъективная,
даже интимная. В того же Иисуса Христа каждый, кто считает себя христианином, и даже каждый
православный, верит немножко по-своему. Религия же - общественный, социальный институт,
ограниченный канонами, догматами, правилами. И это позволяет государству, даже утверждая,
что оно отделено от религии, использовать ее для целей управления. Называя себя, например,
К сожалению, многие религии ставят перед собой цель распространить своё учение как
можно шире. Они часто до тоталитарности агрессивны в своём миссионерстве. Некоторые
журналисты склонны утверждать, что наиболее склонны к тоталитарному миссионерству именно
монотеистические религии (крестоносцы в средние века, ваххабиты сегодня). Не знаю, так ли это.
По крайней мере, насколько я знаю, такая монотеистическая религия, как бахаи, не рекомендует
своим членам заниматься миссионерством, навязывать знание о своей религии, пока их об этом
не попросят. Этот тезис мне очень близок, я считаю, что в нашем мало ориентированном на
духовность мире правомерен лишь общий призыв обратить взор от земли к небу, не акцентируя
внимание на ритуалах и канонических особенностях.
Вера - это часть представлений о мире, касающаяся тех вопросов, достоверное знание о
которых пока невозможно. Как и чудеса (настоящие чудеса, а не шарлатанские штучки!) - это
вовсе не сверхъестественные события, а совершенно естественные, но происходящие по тем
законам естества, которые нам пока неизвестны. Таких законов больше, чем известных нам.
А законы общественного развития нам, к сожалению, вообще малодоступны, так как
экспериментальная проверка их встречает большие трудности. За 74 года движения «вперёд к
коммунизму!» наша элита не смогла до конца понять законы этого движения. То же самое можно
сказать о попытках «младореформаторов» перенести опыт западной «демократии» на
российскую почву. Но эти законы касаются каждого из нас напрямую. Поэтому всегда возникает
стремление «убеждённых» коммунистов, фашистов или рыночников превратить свои
представления (веру!) об общественном устройстве в религию, связывающую людей, имеющую
свои догматы, клир и признаки тоталитарности.
Но есть в мире вещи, на вере в которые согласится всё человечество или, по крайней мере,
большинство верующих разных религий, а с ними и атеисты. Эти вещи не «приватизированы»

никакой религией, и вряд ли стоит создавать вокруг них религию. Это, например, такие понятия,
как Мать и Солнце.
Писатель Владислав Крапивин в своей фантастической повести «Гуси, гуси, га-га-га!»
описывает рассказ мальчика-князя Юр-Танки, живущего в одном из параллельных миров:
«А посредине, где в прежние времена граница была, храм поставим в знак мира. Сошлись люди,
поставили церковь.
- Князь, ты ведь христианин. А Хал - язычник. Как же одна церковь?
- Она общая. Церковь Матери Всех Живущих… Мать была у каждого, хоть он христианин, хоть
язычник… Говорят, кто в эту церковь приходит, будто на какое-то время со своей матерью
встречается. Если даже её не помнит…»
В личной беседе Владислав Петрович сказал мне, что за этот пассаж одна женщина-
православная обругала его «экуменистом». По-моему, не такое уж постыдное ругательство! Я
неоднократно предлагал в разных собраниях и беседах воплотить в жизнь эту идею В.П.
Крапивина и создать на Урале Храм Матери Всех Живущих. Однако, предложения мои не были
поняты.
Уже довольно давно, кажется, в 2011 году, мне переслал свою рукопись Андрей Козлов,
филолог и историк, бывший руководитель местной общины кришнаитов.  Рукопись Андрея Анатольевича
«Чертеж Всемирной всеобщей веры» вызвала у меня противоречивые чувства. Он предлагал «упаковать»
всеобщую культуру человечества в почитание Творческого Принципа. Как знаток индуизма, он обнаружил
сакральную точку саттвы в Свердловской области близ города Волчанска и предлагал сделать Урал местом
возникновения Всеобщей Всемирной Веры. В качестве символа её он предлагал образ Солнца, лучами
которого объединяются не только авраамические, (иудаизм, христианство, ислам) атеистические (буддизм,
даосизм) и языческие религии, но и движение «нью-эйдж», искусство, социалистическое
(коммунистическое) движение и молодёжная субкультура. Всеобщую Всемирную Веру он считал
практическим применением принципов синергетики, позволяющим преодолеть правовой тупик,
связанный с положением о религиозной свободе и с отделением религии от государства. У меня
лично вызывает возражения то, что в качестве иконы Андрей предлагает не нашего Ярилу, а
индуистское изображение лика бога Вишну в виде солнечного диска, и некоторые другие аспекты.
Но это детали. Привлекает в «Чертеже» А.А. Козлова ( https://www.proza.ru/2010/11/08/908 ) стремление
создать веру одновременно мистическую и светскую, объединяющую людей разных религий и не вступающую в противоречие
со светским законодательством. Кроме того, привлекает предложение использовать образ Солнца
в качестве символа Творческого Принципа.
Может быть, сегодня, имея в виду всё нарастающую потребность объединения разных
патриотически настроенных сил в обществе, стоит подумать о создании, наряду с храмами разных
религий, храма (музея? культурного центра?) Матери Всех Живущих и храма Творческого
Принципа (Солнца)? Содержательное наполнение, статус и источники финансирования можно
было бы обсудить на круглых столах с приглашением заинтересованных лиц.

религия, вера, солнце, философия

Previous post Next post
Up