В дружественном журнале второй день ведется дискуссия о том, понимают ли дети классические произведения, читают ли вообще и насколько все плохо. Но это ладно. Я сейчас другое скажу
( Read more... )
Так наверное потому и не читают, что нет в книжках уже нет потенциала, средний современный читатель по уровню рефлексии сровнялся со средним вчерашним писателем. Прививка не нужна, если генотип справляется.
Материально-технически слишком высока интенсивность и разноплановость информации, а метафизически-технически менталитет видимо намного более пластичен + обладает намного большим нераскрытым потенциалом, чем это казалось ещё лет 50 назад. Стоило этот потенциал простимулировать -- и планка сдвинулась вверх, оставив "литературу", как некую ценность, в прошлом сделав её обыденной, но не в смысле искусства слова, а именно содержательно. Литература исписалась, живопись изрисовалась, кино, музыка -- всё достигло предела, стало понятным. Метапостмодерн...
Это не литературизованность, это очень слабый моторно-кинестестический опыт.
Я с этим мумукаюсь с игроками в самых разных играх: они способны что-то представить в виде отрывочных простых описаний, реже - картинок, но они часто не умеют связного целенаправленного действия (которое обязательно для сценария). Представить даже не могут, в голове всё в виде отдельных элементов комикса. И не понимают, зачем представлять и в чём прикол. При этом говорить про абстракции все обучены ещё в школе (да-да, ровно там, где они все сидели неподвижно и остались без опыта сведения слов с действиями).
Короче: это не высокая литературность. Это провал в телесности.
Видимо, не то. Почему-то оно не привязывается к социально-речевой стороне дела...
Впрочем, мы сможем проверить свои гипотезы, если поймаем человека из литературно бедной и кинестически богатой среды (африканского охотника?), загрузим его сходной задачей и посмотрим, какую историю он нам выдаст. Если сразу с танцами и динамичными взаимодействиями - мы близки к истине. А вот если он сядет и начнёт рассказывать миф из одних описаний и диалогов, плюс стихотворные вставки - то мы обе далеки от истины, ну или что-то не так с ТЗ :) И создание сценария окажется вообще сложным навыком, без специальной постановки не прирастающим.
Школа учит читать, писать и считать. Развивает левое полушарие. Да, дети меньше читают (но читают все равно), смотрят видео - но там зачастую тоже текст, просто они его слушают, а не читают глазами. Мне кажется у нас настолько вербальная культура, что это так просто и быстро не изменится.
А написание сценария - это реально отдельный навык, это не написание просто истории - истории бывают разные, а у сценария свои законы, это особенная история. Это пьеса по сути, не все могут писать пьесы, да что там, не все даже читать могут пьесы! Я имею ввиду так читать, что прям спектакль перед глазами видеть, как музыканты ноты с листа читают.
Моя работа связана с визуализацией информации (инфографика, схемы, иногда ролики) и по моим наблюдениям умение визуализировать - это способ мышления, отличный от умения говорить и писать. Говорение и письмо - это последовательно разворачивающийся во времени процесс. Ежедневно мы практикуем именно этот последовательный процесс, следуем от слова к слову, складываем их в предложения, из предложений собираем рассказ. Сейчас это основной способ коммуникации.
Визуализация - это синтез информации, принципиально другая подача, когда вся история выгружается сразу. Изучающий инфографику может одним взглядом охватить всю картину, а потом углубляться в детали. Ничего подобного мы не делаем каждый день в быту (как и не снимаем ролики), в личных контактах - мы говорим и говорим.
Смотреть ролики не значит уметь их создавать, потому что этому нужно научиться, изменить привычный способ рассказывать словами последовательно. А из неумения создавать ролики выбирается ближайший практикуемый навык - описать словами.
безусловно так. каждый навык точится отдельно. я, например, умею делать ролики, но отправь меня делать инфографику, и все будет весьма печально. я тут немного про другое. их плохо учат читать, почти не учат писать, нельзя же считать егэ-шное сочинение за обучение, и в этой ситуации они и текстовые истории не должны были бы уметь создавать. там тоже не все хорошо, но намного лучше, чем с визуальной частью.
Значение школы тут минимально, это да, потому что основная практика - это межличностная коммуникация, которой люди учатся с рождения и практикуют всю жизнь, и это аудиальная коммуникация. Рассказывать истории друг другу - это очень естественно, это умеет дети и школьники. Устный и письменный рассказ основаны на одних и тех же принципах подачи информации, поэтому егэ-шные сочинения тут как капля в море ежедневной практики.
Кто сказал, что "не читал"? Читал. В тех же компьютерных играх знаете, какую роль тексты играют? Читай - не хочу. Фанфики читают - и пишут - и читают. Словесные ролевые игры - не знаю, как сейчас, а во времена, когда эти студенты учились в школе, были в большой моде. Просто это другие тексты.
сложно сказать, сколько реально читают люди. играют далеко не все, вернее, далеко не все играют в игры с большим количеством текста. т.е. трудно сказать, какова пропорция, скажем, визуальной манги/текстовых фанфиков/текстографических игр. а явление невозможности перенести историю в картинку представлено реально широко.
Comments 31
Reply
Reply
Reply
Reply
Я с этим мумукаюсь с игроками в самых разных играх: они способны что-то представить в виде отрывочных простых описаний, реже - картинок, но они часто не умеют связного целенаправленного действия (которое обязательно для сценария). Представить даже не могут, в голове всё в виде отдельных элементов комикса. И не понимают, зачем представлять и в чём прикол. При этом говорить про абстракции все обучены ещё в школе (да-да, ровно там, где они все сидели неподвижно и остались без опыта сведения слов с действиями).
Короче: это не высокая литературность. Это провал в телесности.
Reply
Reply
Впрочем, мы сможем проверить свои гипотезы, если поймаем человека из литературно бедной и кинестически богатой среды (африканского охотника?), загрузим его сходной задачей и посмотрим, какую историю он нам выдаст.
Если сразу с танцами и динамичными взаимодействиями - мы близки к истине.
А вот если он сядет и начнёт рассказывать миф из одних описаний и диалогов, плюс стихотворные вставки - то мы обе далеки от истины, ну или что-то не так с ТЗ :) И создание сценария окажется вообще сложным навыком, без специальной постановки не прирастающим.
Reply
Reply
Reply
Reply
А написание сценария - это реально отдельный навык, это не написание просто истории - истории бывают разные, а у сценария свои законы, это особенная история. Это пьеса по сути, не все могут писать пьесы, да что там, не все даже читать могут пьесы! Я имею ввиду так читать, что прям спектакль перед глазами видеть, как музыканты ноты с листа читают.
Reply
Reply
Говорение и письмо - это последовательно разворачивающийся во времени процесс. Ежедневно мы практикуем именно этот последовательный процесс, следуем от слова к слову, складываем их в предложения, из предложений собираем рассказ. Сейчас это основной способ коммуникации.
Визуализация - это синтез информации, принципиально другая подача, когда вся история выгружается сразу. Изучающий инфографику может одним взглядом охватить всю картину, а потом углубляться в детали.
Ничего подобного мы не делаем каждый день в быту (как и не снимаем ролики), в личных контактах - мы говорим и говорим.
Смотреть ролики не значит уметь их создавать, потому что этому нужно научиться, изменить привычный способ рассказывать словами последовательно. А из неумения создавать ролики выбирается ближайший практикуемый навык - описать словами.
Reply
Reply
Устный и письменный рассказ основаны на одних и тех же принципах подачи информации, поэтому егэ-шные сочинения тут как капля в море ежедневной практики.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment