Светлоглазые язычники

Apr 14, 2014 01:08




В пылу страстей по поводу изменения границ, распада и появления государств, мы забываем, о том, что человечество существует на Земле 40 тысяч лет и за эти время этносы слагались и исчезали с лица планеты навсегда. Одни находятся в плену иллюзий собственной значимости и значения текущего момента, другие и не знали никогда о таких государствах, как Курдистан, Луристан, Кафирстан, Ариана...



Школьная программа лишь вскользь упомянает о древнем народе - ариях, носителях языка-прародителя индоевропейской группы, наследниками которой мы все являемся. Есть несколько теорий происхождения этого племени, давшего начало не только языкам, но и всей европейской культуре и не только европейской.


Ариана - латинизированная форма древнегреческого Αρειαν, общий географический термин используемый греческими и римскими авторами античного периода для территории раскинувшейся между Центральной Азией, рекой Инд, включавшей восточные провинции империи Ахеменидов, что охватывает весь современный Афганистан, северо-восточный и восточный Иран, северо-запад Пакистана , большую часть Таджикистана ,Туркменистана и юг Узбекистана.



Сегодня эти места населяют потомки множества племен самого разного происхождения. Но по сей день сохранились потомки нескольких волн переселения арийских племен.


Этноним Иран того же происхождения, Иран - Эраншахр, страна Ариев. Арии - происходит от санкстритского слова «Арья» - благородный, превосходный, почетный. Какими были арии и кто сегодня может считать себя их наследниками спорят много и яростно. Ни одно племя не вызывает такого страстного интереса и желания приобщиться. Разумеется, страсти порождают многочисленные злоупотребления и инсинуации.



Сегодня на исконной территории живут удивительные и прекрасные потомки древних ариев - калаши и пуштуны.


«Пушту» или «пашто» или «пахто» является самоназванием языка народа Кафирстана, которое произошло от *Parsawā- - «персидский». Считается, что название «кафиры» связано с исторической областью Капиша ( от санскритского Kapiśa-), название которой отражено в имени современной афганской провинции Каписа.



Преобразованный в *Kapir, этот этнотопоним был в дальнейшем переосмыслен мусульманами как «кафир» (неверный), что с одной стороны объясняется отсутствием звука «п» в арабском языке, с другой - упорным неприятием ислама пуштунами.



Некоторые исследователи связывают предков кафиров-нуристанцев с древними камбоджами (санскр. kamboja-) - народом в горах Гиндукуша, ориентируясь на нуристанские топонимы k’om/kāmozi.



Камбоджи - кшатрийское древнеиндийское племя, часто упоминаемое в санскритской литературе и литературе пали. Самое ранее упоминание названия «камбоджа» можно встретить в одной из Брахман - «Вамша-брахмане», датируемой учёными VII веком до н. э. Племя и царство камбоджей упоминается в «Махабхарате» и в Ведангах.



Царство камбоджей располагалось на северо-востоке современного Афганистана и граничило с Гандхарой. Одни учёные причисляют древних камбоджей к индоариям или допускают такую возможность, тогда как другие говорят о наличии у них как иранских, так и индийских черт.



По мнению большинства современных учёных, камбоджи были древнеми иранцами и имели общее происхождение с индоскифами.



Во время индоскифского вторжения в Индию, произошедшего в докушанский период, камбоджи начали мигрировать на юг: в Гуджарат, Южную Индию и на Шри-Ланку, а позднее - также на территорию современных Бангладеш и Камбоджи. Миграции продолжались в течение почти семи столетий: со II века до н. э. по V век. Потомки камбоджей правили мелкими княжествами в средневековой Индии.



В период исламизации региона,как и зороастрийцы-парсы из Персии, пуштуны и калаши, сохраняющие верность политеистическим верованиям, вынуждены были бежать под натиском арабских завоевателей из долин притоков Инда в горные районы Гиндукуша.



В 1896 году Кафирстан был завоеван и подвергнут насильственной исламизации, а провинция переименована исламскими завоевателями в Нуристан - «страну света».


Сегодня нуристанцы - группа родственных племён, населяющих прежде всего афганскую провинцию Нуристан, провинцию Кунар и в округ Читрал в Пакистане.


Дольше всех сопротивлялись калаши (самоназвание "касиво"), часть которых до сих пор сохраняет приверженность древней религии.


В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а сегодня иногда трактуется в популярной литературе как наследие «нордических арийцев» и показатель особой близости калашей европейским народам.



В совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэндфордского университета, калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.


В расовом отношении "арийские" народы Гиндукуша европейцы, с преобладанием, правда, не столько нордической, сколько средиземноморской внешности. Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др. Некоторая часть представителей этих народов по сей день сохраняет и не "очерненную" арабами внешность.



В настоящее время языческая религия, привлекающая внимания многочисленных европейских туристов, находится под защитой пакистанского правительства, опасающегося замирания туриндустрии в случае окончательного «торжества ислама».



Традиционные представления калашей о мире основаны на противопоставлении святости и нечистоты. Высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» - дикие козы. Подобно ведийской религии и зороастризму религия калашей предусматривает многочисленные церемонии очищения от скверны.


Брак у калашей преимущественно моногамный, женщины пользуются значительной свободой и могут расторгать брак по своей инициативе.


Под натиском цивилизации постепенно разрушается традиционный образ жизни, в частности, уходят в небытие «праздники заслуг». Тем не менее до сих пор долины калашей представляют собой уникальный заповедник, сохраняющий одну из самых архаичных индоевропейских культур.












география, красота

Previous post Next post
Up