Несколько сентябрьских авиамгновений

Sep 24, 2014 09:20

... А ещё был случай


24 сентября, 1910 год. Первая в России авиакатастрофа и гибель лётчика - Л.М. Мациевича. В этот день он поднимал в воздух всех желающих на Фармане. После окончания официальных полётов, когда самолёт Мациевича находился на высоте 480 м, раздался непонятный треск. После чего самолёт "клюнул" носом и устремился вниз.
Созданная специальная комиссия дала объяснение катастрофе: в полёте лопнула одна из проводок диагональной растяжки, находившаяся перед мотором. Она попала в винт и вызвала обрыв других растяжек, самолёт начал деформироваться. При попытке выправить падающую машину Мациевич сорвался с сиденья и выпал из аэроплана.
Гибель капитана Мациевича заставила задуматься о безопасности полётов авиаторов. После его гибели в России надолго затормозилось создание гидросамолётов и корабельной авиации.



24 сентября, 1916 год (11 сентября ст.ст.). К.К. Арцеулов впервые в мире преднамеренно ввёл самолёт в штопор и совершил три витка, доказав возможность выхода из него.
По предложению Арцеулова эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей Отдельной Качинской авиашколы.

Финиш - в "Адских ангелах"


24 сентября, 1924 год. Первый полёт транспортника S-29А Игоря Ивановича СИКОРСКОГО.

В марте 1919-го Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923-м основал авиафирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000$ (около 90000$ в пересчёте на сегодня). В 1929-м, когда финансовое состояние фирмы улучшились, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

Производственной базой стала ферма одного из друзей Сикорского В.В. Утгофа. Она располагалась в местечке Рузвельтфилд на острове Лонг Айленд. Все в компании получали минимальную зарплату, трудились на энтузиазме. Была надежда, что летом будет мало дождей, а к осени они сумеют завершить постройку двухмоторного транспортного самолёта, конструкция которого уже впитала ряд достижений мирового самолётостроения.
К апрелю !924-го S-29A практически был готов. Недоставало только двигателей. Денег на новые не хватало, можно было купить только ремонтные, отслужившие свой срок в армии. По божеской цене, по 250 долларов за штуку, удалось купить два двигателя "Испано-Сюиза" мощностью 200 л.с. каждый. У Сикорского шевельнулось сомнение по поводу их заявленной мощности, но возможности иметь лучшие двигатели не было.
В конце концов к началу мая S-29A был готов. Он выглядел очень привлекательно: крылья и фюзеляж обшиты дюралем, внушительная бипланная коробка, мощное шасси. Пассажирский салон, который можно было быстро преобразовать в грузоотсек, размещался в центроплане, а открытая кабина летчика - ближе к хвосту. Весь самолет находился в поле зрения пилота. 3 мая S-29A выкатили из ангара. На последнюю мелочь купили на ближайшей автоколонке масла для двигателей и несколько канистр бензина. Опробовали двигатели: вроде все нормально. Сикорский выполнил несколько пробежек. Из-за ненадежности шин больше делать побоялся. На следующий день S-29A был полностью готов. В первый полёт по всем требованиям безопасности надо брать на борт минимум людей, и Сикорский планировал взять только трёх человек. Но его коллеги были вне себя от радости и буквально набились в пассажирскую кабину, в которой не были ещё даже прорезаны окна. После огромной и бескорыстной работы энтузиастов у пилота просто не хватило мужества высадить их. Это было ошибкой.
Сикорский дал газ. Машина тяжело тронулась с места и стала медленно набирать скорость. Разбег составил более половины аэродрома, прежде чем она оторвалась от земли. Со своего места Сикорский видел, как медленно вращаются винты. Он даже подумал, что у винтов слишком большой шаг. Пилот хотел приземлиться, но впереди была уже кромка поля. Поздно. Самолёт едва набирал высоту, её не хватало, чтобы произвести разворот и осуществить посадку. На высоте 30 м Сикорский стал плавно разворачиваться влево. Машина чуть просела. Впереди виднелась площадка для игры в гольф, которую, на худой конец, можно использовать для приземления, но прямо перед собой пилот вдруг увидел телеграфную линию. Он резко взял штурвал на себя, самолёт перепрыгнул провода и практически без скорости почти спарашютировал на площадку. Шасси выдержало удар, но на пробеге колесо попало в канаву, и машина скапотировала. Никто серьезно не пострадал, в основном отделались синяками и царапинами. Самолёту же досталось: оба пропеллера разбиты, порваны радиаторы, шасси сломано, повреждены некоторые детали крыла.

На следующий день собрали консилиум и пришли к выводу, что конструкция самолёта не виновата. Всё дело в ремонтных двигателях, которые недодавали паспортную мощность. Самолёт же можно отремонтировать, а пока нужно собирать деньги на двигатели. Начался второй этап этой беспримерной постройки.
К середине лета ремонт S-29A был почти закончен. Не хватало только двигателей. Сикорский подобрал два "Либерти" по 400 л.с. тоже после капитального ремонта, но они давали уже приличный запас по мощности.


В августе двигатели были установлены на самолёт, который к тому времени полностью отремонтировали и несколько модернизировали, в частности, усилили места крепления двигателей. В начале сентября самолёт был опробован на рулёжках, пробежках и подлётах. Наконец наступил день первого полёта.
24 сентября 1924-го самолёт выкатили из ангара: красавец с размахом верхнего крыла 19 м - чувствовалась мощь большой машины. На этот раз Сикорский был непреклонен. На борту кроме пилота не должно быть более трёх человек, хотя кабина вмещала четырнадцать. После прогрева двигателей Сикорский вырулил к месту старта и дал газ. Короткий разбег, машина в воздухе. Сикорский это понял по потяжелевшему хвосту - центровка оказалась задней, хотя и в пределах нормы. Пилот набрал 300 м, сделал широкий круг над аэродромом и через 10 минут мягко посадил тяжёлую машину.


После первого полёта были выполнены незначительные доработки, и Сикорский приступил к демонстрационным полётам. Самолёт имел крейсерскую скорость 160 км/ч, максимальную - 185 и неплохие взлетно-посадочные характеристики. Он стал использоваться в чартерных рейсах и сделал несколько сот полётов для перевозки пассажиров и грузов. Он интенсивно и безаварийно эксплуатировался в течение длительного периода. Этому способствовали его конструктивные особенности. Машина имела достаточный запас прочности, шасси позволяло использовать самолёт с неподготовленных площадок. Двигатели были легко доступны для обслуживания и мелкого ремонта даже в полёте. Джимми Виннер, племянник Игоря Ивановича, выходил на крыло в полёте и оттуда фотографировал дядю, сидящего в кабине за штурвалом. Размещение и крепление силовой установки давало возможность в случае необходимости быстро менять двигатели в простых аэродромных условиях. Бензобаки размещались вне фюзеляжа рядом с двигателями в крыле. Это заметно снижало вероятность пожара. Большой запас мощности и хорошие взлетно-посадочные характеристики позволяли использовать самолёт с небольших площадок и даже в горных условиях. Машина могла держать горизонтальную скорость на одном двигателе и даже при минимальном наборе высоты продолжить взлёт. Всё это значительно уменьшало вероятность аварийных посадок. В управлении был легким и удобным. Поворотный стабилизатор давал возможность использовать машину в расширенном диапазоне центровок. По тому времени S-29A имел приличную скорость, принимая во внимание его нормальную полезную нагрузку (1900 кг) и размеры пассажирской (грузовой) кабины (6,1 м х 1,22 м х 1,83 м). При этом посадочная скорость была менее 90 км/ч. В общем, машина хорошо и верно служила.


В 1926-м самолёт был продан некоему Роско Турнеру. Новый хозяин летал по всей стране, выполняя чартерные перевозки, делая рекламные показательные полёты. Самолёт с полной нагрузкой взлетал с аэродромов на высоте 1500 м, переваливал горы высотой 2500 м и за все время не имел ни единой поломки.



В конце концов Турнер продал S-29A Говарду Хьюзу, который использовал его в фильме "Адские ангелы". Там ветерану пришлось играть роль немецкого бомбардировщика минувшей мировой войны. На него поставили вооружение, раскрасили соответствующим образом. Конец S-29A, как и его рождение, был неожиданным и романтичным. По замыслу создателей фильма, бомбардировщик сбивают славные американские асы. Самолёт загрузили горючим материалом. На высоте в заданной точке экипаж поджёг машину и выбросился с парашютами. Пламя уже выбивалось наружу, самолёт накренился в спирали и, оставляя за собой огненный хвост, устремился к земле. Взрыв разметал обломки. Так в 1928-м закончился путь самолёта удивительной судьбы, который вновь открыл своему конструктору дорогу в небо.



24 сентября, 1937 год. Мировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1-й категории - 3318,198 км; А.Н. Гусаров, В.Л. Глебов на транспортнике САМ-5-2бис Москалёва, в перелёте Москва - Красноярск.



24 сентября, 1938 год. Начался беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (пос. Керби) женского экипажа В.С. Гризодубовой, М.М. Расковой и П.Д. Осипенко на АНТ-37БИС «Родина». Перелёт длился 26 ч 29 мин, преодолен маршрут в 5908 км. Установлен мировой рекорд дальности для женщин.
Лётчицам за мужество и героизм, первым из советских женщин, 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.



24 сентября, 1942 год. Близ Ташкента при испытательном полёте погиб лётчик-испытатель Герой Советскогоь Союза А.Е. Фатьянов - на пикирующем бомбёре Пе-2.



24 сентября, 1954 год. Начались испытания дозаправки истребителя МиГ-15бис (пилотировал С.Н. Анохин) от Ту-4 (экипаж А.А. Ефимова).


24 сентября, 1957 год. Пять мировых рекордов скорости на 1.000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом 1, 2, 5 и 10 т - 970,821 км/ч; экипаж В.Ф. Ковалёва на Ту-104А.



24 сентября, 1975 год. На нашей легендарной "Аннушке" перевезён 250-миллионный пассажир. Ан-2 относится к самолётам короткого взлёта и посадки. И в России, и за рубежом Ан-2 по праву называют крылатыми тружениками. Самолёт имеет ряд качеств, которые и сделали его столь популярным - это простота, надёжность, возможность эксплуатации на небольших ВПП. Всего было произведено около 18 тысяч машин разных модификаций.



24 сентября, 1981 год. 11 мировых рекордов скорости на 1.000-км замкнутом маршруте с грузом от 30 до 80 т - 962 км/ч; экипаж Г.Н. Волохова на Ил-86.
Рекорды с грузами от 35 до 80 т не превышены.



24 сентября, 1998 год. Первый полёт летающей лодки Бе-200 с ТРДД Д-436ТП (в Иркутске); экипаж К.В. Бабича.

безопасность, АВИАЦИЯ, мир велик, гражданские, эксперимент, история, катастрофа, военные

Previous post Next post
Up