Февральская авиавьюга

Feb 24, 2016 08:52

... А ещё был случай

Остался русским до конца



24 февраля, 1912 год. Первый полёт в Германии крупнейшего в мире двухмоторного самолёта из алюминиевых сплавов конструктора из Российской империи Б.Г. Луцкого.
Самолёт Луцкой-1 демонстрировался на авиационной выставке в Берлине. Сведений о дальнейшей судьбе этой интересной машины нет...
Известно лишь, что она так и осталась экспериментальной - из-за технических проблем с передачей мощности от двигателей на винты.


Борис Григорьевич Луцкой родился в 1865-го в селе Андреевка под Бердянском, в имении своего отца. Учился в гимназии в Севастополе, после окончания уехал в Германию, чтобы продолжить образование и стать высококвалифицированным инженером. В 1882-м поступил в Мюнхенский политехнический институт. Дипломированный инженер получил предложение остаться работать в Германии. В середине 1880-х годов в Германии появились первые автомобили, и молодой инженер решил посвятить себя им. Ещё студентом Луцкой получил патент на двигатель внутреннего сгорания. Потом спроектировал ещё несколько бензиновых моторов. Особенным в них был коленчатый вал, расположенный ниже цилиндров. Луцкой первым применил для четырехтактных двигателей вертикальное расположение цилиндров. Эта схема вскоре стала господствующей.


В 1913-м Луцкой построил новый двухместный самолёт-моноплан по типу "Таубе". Аппарат имел размах крыла 13,5 м и длину 11 м. Вместо двух двигателей на нём был установлен один, мощностью 150 л.с. Этот 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения, сконструированный самим Луцким, обладал необычно малым для своего времени удельным расходом топлива - 214 г/л.с. час. Высокий КПД двигателя достигнут благодаря новой компоновке кулачкового вала (над головкой цилиндров) и удачной форме камер сгорания. При испытаниях в Иоганнистале пилот Стиплушек развил на самолёте скорость 137 км/ч и, вместо предполагаемых германским военным ведомством 15 минут для подъёма на 800 м, достиг высоты 1125 м всего 7,5 минуты. 9 октября 1913-го он совершил перелёт из Иоганнисталя в Берлин и обратно с нагрузкой почти в полтонны.
Для демонстрации нового самолёта в России в надежде на получение заказа для русской армии Луцкой решил организовать перелёт из Берлина в Петербург. Несмотря на плохие погодные условия, немецкий лётчик Стиплушек в намеченный день поднялся в воздух и направился в сторону русской столицы. Отлетев от Берлина на расстояние нескольких сотен километров и уже приближаясь к границе между двумя государствами, внезапно заметил, что лопнула бензиновая трубка, подводящая топливо к двигателю. Выливавшийся на мотор бензин вспыхнул, начался пожар. Лётчик не растерялся, круто спустился к земле и сумел посадить горящий самолёт. Он и пассажир-механик остались живы. Самолёт не спасли. По мнению В.Б. Шаврова, авария произошла не случайно - немцы не хотели допустить показа в России нового перспективного самолёта и двигателя в условиях приближающейся войны. Луцкой сотрудничал не только с самолётостроительной фирмой Румплер, но и с немецкой авиамоторостроительной компанией Аргус. Он принимал участие в разработке новых образцов авиационных двигателей, а с 1912-го даже входил в состав дирекции компании.
Луцкой не переставал оставаться российским подданным. Он являлся атташе по промышленным вопросам в посольстве России в Берлине. Немецкие газеты и журналы называли его не иначе как "русский инженер", "русский изобретатель". Желание быть полезным своей родине обернулось для Луцкого трагедией. В июле 1914-го, вскоре после возвращения в Германию его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу России. Отстреливался в своей квартире, но был схвачен. Через неделю началась Первая мировая война. Немцы пытались заставить Луцкого работать на свою военную промышленность, но он не пошёл ни на какие соглашения. Его продержали всю войну в тюрьме Шпандау в Берлине и освободили после поражения Германии. Дальнейшая биография Луцкого неизвестна. Удалось восстановить лишь дату смерти - 1920-й.



24 февраля, 1935 год. Состоялся первый полёт скоростного 2-моторного лайнера - немецкого 10-местного Heinkel He-111.
Конструкция его тут же привлекла внимание люфтваффе, присматривавшей подходящие самолёты с целью приспосабливания их под средние стратегические бомбардировщики.


24 февраля, 1935 год. Первый полёт серийного АНТ-31 (И-14) на Иркутском авиазаводе. Первый серийный (малая серия) истребитель, сконструированный бригадой Сухого из КБ Туполева.
В серию пошёл его доработанный вариант И-14 бис (АНТ-31 бис). Из-за появления более скоростного и дешёвого И-16 был снят с производства. Из запланированных 50 самолётов в части было сдано только 18.


24 февраля, 1940 год. Первый полёт выполнил прототип британского истребителя-бомбёра Hawker Typhoon (P5212); Филипп Лукас.


24 февраля, 1945 год. Первое в истории отечественной авиации уничтожение в воздушном бою реактивного самолёта противника.
В районе Одера лётчики 2-й воздушной армии дважды Герой Советского Союза майор И.Н. Кожедуб и майор К. Титаренко на новом истребителе Ла-7 сбили германский реактивный истребитель Ме-262, принятый на вооружение в Германии в 1944-м.



24 февраля, 1947 год. Прошли испытания первого отечественного ТPД ТP-1 А.М. Люльки.
В мае и июле того же года начались испытательные полёты истребителя-бомбардировщика Су-11 и фронтового бомбардировщика Ил-22 с ТP-1.

Ещё послужат Родине



24 февраля, 1988 год. Выполнен первый полёт первого опытного экземпляра учебно-тренировочного Су-25УТГ (Т8УТГ-1); лётчик-испытатель Устенков.

Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолёт на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ; отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.

Проект Т-8-УТГ разрабатывался с 1984-го для обучения лётного состава корабельной авиации. Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988-го. Для обеспечения требований по взлёту с трамплина и посадке на аэрофинишер на авиазаводе в Улан-Удэ был полностью пересмотрены и усилены планёр и силовые элементы шасси, а затем в ЛИС ОКБ на самолёт был установлен посадочный "крюк" - гак.
В октябре 1988-го Т8-УТГ1 совершил первую посадку на аэрофинишер на наземном комплексе НИТКА в г. Саки, а 1 ноября 1989-го - первую посадку на ТАВКР "Тбилиси" (в последующем переименованный в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"), под пилотированием лётчиков-испытателей И.В. Вотинцева и А.В. Крутова.
В 1989-1990-е была выпущена первая партия из 10 самолётов. В 1991 - 1995-х была построена вторая и последняя партия из 5 Су-25УТГ.
Последние украинские машины были проданы Китаю и Эстонии. А наши пять Су-25УТГ - в 279-м корабельном ИАП 57-й СКАД авиации Северного флота (аэродром Североморск-3), по состоянию на 2016 год. Два Су-25УТГ, состоят на вооружении 190-ого учебного смешанного авиаполка в Ейске.




24 февраля, 1994 год. Катастрофа Ан-12БП Пулковских авиалиний в Нальчике. Погибли все 13 человек на борту - крупнейшая авиакатастрофа в Кабардино-Балкарии...
Выполнялся рейс из Санкт-Петербурга в Нальчик с промежуточной посадкой в Волгограде. Перевозимым грузом являлись 12 515 кг монет, которые были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе. Также на борту находились 6 пассажиров. Полёт до Нальчика прошёл без отклонений, после чего экипаж стал выполнять заход на посадку. Ранее диспетчер в Нальчике передал данные о фактической погоде, при этом не сообщив о возможном обледенении в облаках, поэтому экипаж не стал включать противообледенительную систему. Были включены только обогревы двигателей, но только после выполнения четвёртого разворота, когда Ан-12 влетел в облака.
Катастрофа произошла при заходе на посадку. Машина врезалась во вспаханное поле в 4,6 километрах от ВПП, полностью разрушилась и загорелась. Все 13 человек на борту погибли.
Причины - погодные условия, недостатки в конструкции.



24 февраля, 1999 год. Катастрофа Ту-154М китайской а/к Southwest Airlines. Всего на борту находились 11 членов экипажа и 50 пассажиров. Все погибли...
Выполнялся рейс из Чэнду в Вэньчжоу. Полёт прошёл без отклонений и на подходе к Вэньчжоу экипаж начал выполнять снижение. Далее на высоте около 1000 метров были выпущены закрылки. Но затем самолёт опустил нос и, потеряв управление, понёсся к земле. Ту-154 на высокой скорости врезался в землюнеподалёку от Вэньчжоу и взорвался. На месте падения образовалась воронка примерно 60 на 30 м.
Причиной катастрофы была названа ошибка техобслуживания. В системе управления рулём высоты техники в одном из узлов не поставили на одну из самоблокирующихся гаек специальный шплинт. В результате в данном полёте произошло самоотвинчивание этой гайки, разделение тяг и потеря управления над тангажом. Вскоре эксплуатация Ту-154 в Китае была прекращена.


24 февраля, 2003 год. Состоялся первый полёт лайнера Boeing 777-300ER (с увеличенной дальностью полёта).

АВИАЦИЯ, история

Previous post Next post
Up