Пилот от Бога

Feb 24, 2016 09:00


Лётные лики


Михаил Михайлович ГРОМОВ - советский лётчик и военачальник, заслуженный лётчик СССР (1925), лётчик-испытатель 1-го класса (1940). Генерал-полковник авиации (1944). Спортсмен, заслуженный мастер спорта (1969). Профессор (1937). Герой Советского Союза (1934).
Родился 12/24 февраля 1899-го в Твери. Окончил Московское реальное училище. С 1910-го занимался авиамоделизмом. С 1916-м учился в Императорском высшем техническом училище (ныне - МВТУ). В 1917-м окончил авиационные теоретические курсы Н.Е. Жуковского при ВТУ.
В армии с 1917-го. В 1918-м окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором. Участник гражданской войны: в ноябре 1919-1920-го - лётчик 29-го разведывательного авиаотряда (Восточный фронт), лётчик 2-го авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны; летал на разведку, разбрасывал листовки-воззвания.
В 1920 - 1922-м - лётчик-инструктор Московской авиашколы, в 1922 - 1924 - начальник отделения боевого применения 1-й Высшей авиашколы в Москве. В 1924-м был прикомандирован в качестве лётчика-инструктора и командира отряда к Серпуховской высшей школе воздушного боя, стрельбы и бомбометания.
В 1923 становится чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.




С июня 1924-го - лётчик-испытатель Научно-опытного аэродрома (НИИ ВВС). Поднял в небо и провёл испытания У-2, И-3, И-4.




Провёл государственные испытания Р-3, И-1, ТБ-1.
23 июня 1927-го при испытаниях И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта.
Выполнил ряд дальних перелётов:




10 июня - 13 июля 1925-го на Р-1 с бортмехаником Е.В. Родзевичем участвовал в групповом перелёте Москва - Пекин. Пройдено расстояние 6476 км за 52 лётных часа. 30 августа - 2 сентября 1925-го на Р-1 с бортмехаником Е.В. Родзевичем совершил перелёт Пекин - Токио.
31 августа - 2 сентября 1926-го на АНТ-3 Пролетарий с бортмехаником Е.В. Родзевичем совершил круговой перелёт Москва - Кёнигсберг - Берлин - Париж - Рим - Вена - Варшава - Москва. Пройдено 7150 км за 34 часа 15 минут лётного времени.
10 июля - 8 августа 1929-го на АНТ-9 Крылья Советов с бортмехаником В.П. Русаковым совершил круговой перелёт Москва - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Невер - Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Москва. Пройдено расстояние 9037 км за 53 часа лётного времени.
С апреля 1930-го - лётчик-испытатель и командир авиаотряда ЦАГИ. Поднял в небо и провёл испытания практически всех самолётов ОКБ Туполева, созданных в 1930-х годах - пассажирских АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 Максим Горький, АНТ-35, разведчиков Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-4, АНТ-42 (Пе-8), а также ряда опытных самолётов - АНТ-13, АНТ-25, БОК-15 и других.




12 - 15 сентября 1934-го на АНТ-25 (второй пилот - А.И. Филин, штурман - И.Т. Спирин) совершил длительный полёт продолжительностью 75 часов, во время которого достигнута рекордная дальность полёта самолёта - 12411 км.
За выполнение полёта и проявленные при этом мужество и героизм 28.09.1934-го присвоено звание Героя Советского Союза.




12 - 14 июля 1937-го на АНТ-25 (второй пилот - А.Б. Юмашев, штурман - С.А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10.148 км по прямой (полётное время - 62 часа 17 минут). Были установлены три мировых авиационных рекорда дальности полёта. Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей графа Анри де Лаво (награды ФАИ).
В 1940-1941 - начальник Научно-технической группы НКАП. С марта 1941 - начальник Лётно-исследовательского института (первый его руководитель). В августе - декабре 1941-го находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.


Участник Великой Отечественной: с декабря 1941-го - командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); с февраля 1942-го - командующий ВВС Калининского фронта. В мае 1942-го - мае 1943-го - командующий 3-й воздушной армией, созданной на базе ВВС Калининского фронта. С мая 1943-го - командующий 1-й воздушной армией. С июня 1944-го - начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
В 1946 - 1949-х - заместитель командующего Дальней авиацией. В 1949 - 1954-х - начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности, в 1954-1955-х - начальник отдела лётной службы Министерства авиапромышленности. С 1955 - в запасе.
В 1959 - 1961-х - председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.




Жил в Москве. Умер 22 января 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя носит Лётно-исследовательский институт в Жуковском, на территории которого установлен его бюст. Его именем названа улица в Москве и площадь в Жуковском.





Ил-96-300 RA-96015 Аэрофлота носит имя М. Громова. Автор нескольких книг.
Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен награды ФАИ - медали де Лаво (1937).

АВИАЦИЯ, память, история

Previous post Next post
Up