Один из аспектов ненависти РПЦ к социалистическому периоду нашей истории. Идея сформировалась в общении с
mungojerrie86.
КПСС была идеологической инстанцией, со всеми качествами церкви
:
- верховное божество (будущее коммунистическое общество);
- священное писание ("Манифест" и прочие труды Маркса-Энгельса-Ленина, Устав КПСС),
- священное предание (мифология Октябрьской революции),
- первоапостолы (те же Маркс, Энгельс и Ленин),
- мученики за веру (пролетарии-красноармейцы, павшие за революцию),
- разработанная система ритуалов: инициации в коммунистическое ментальное пространство (приём в октябрята, первые годы после революции его даже называли "октябрины", по аналогии с крестинами), приём в партию, съезды КПСС, аналоги крестных ходов с хоругвями - парады со знамёнами на 1 и 9 мая, храмы (никогда не были в обкомах или ЦК КПСС? Там была весьма специфическая атмосфера, причём не только особой избранности:)...
Святые мощи, к которым притекают паломники, также имелись. Более того: в простонародном сознании, покойник, почивающий за кремлёвской стеной, то есть вне освящённой земли, воспринимался как мощи, способные к воскресению. Вот ценное свидетельство, разговор в очереди к мавзолею (перевод с английского):
- А когда Ленин оживёт? - послышался детский голос позади меня.
Я обернулась и увидела элегентную женщину, сжимающую ладошку мальчика лет восьми. Я с недоумением поглядела на неё.
- Он здесь первый раз, и я сказала мальчику, что иногда, когда хорошие дети приходят посмотреть на него, он встаёт".
Теодор Драйзер в 1928 году пишет: "Многие рассказывали мне, что его набальзамированное тело - такое же, как и в тот день, когда он умер, - окутано суевериями. До тех пор, пока он лежит здесь, до тех пор пока он не изменится, коммунизм в безопасности и новая Россия будет процветать. Но (добавляли они шопотом), если он истлеет или будет кем-то потревожен, тогда наступят печальные перемены - конец его великой мечты".
По Москве ходили слухи, что по ночам Ленин встаёт и бродит по столице, наблюдая её жизнь. Поистине: "В двенадцать часов из гроба встаёт император..."
Марксизм никогда не был наукой. Он всегда был религией. Основные положения марксова учения не основаны ни на каких научных доказательствах. Научно доказать существование или отсутствие Бога невозможно, это вопрос веры. Впрочем, ведь и наука основывается на вере, это уже доказано. Методы, которыми пользовались советские пропагандисты, были типично катехизическими: на вопрос давался ответ, не подлежащий ни доказательству, ни обсуждению: "учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Ну как же, великие уже всё доказали, а мы должны им верить. К пытавшимся осмыслить марксизм самостоятельно - в 60 годы начали во множестве создаваться самодеятельные кружки на дому - относились как к еретикам. А ведь именно в те годы Россия стояла на перепутье, куда пойти: по интеллектуальному пути переосмысления марксизма, или по пути бессодержательной догматики. Угадайте, какой путь выбрала пекущаяся прежде всего о своей власти коммунистическая элита? Показательно и то, что забивалось, подавлялось любое самостоятельное философствование: мыслить разрешалось только в русле линии партии (в точности так же, как обстояло дело и в православии). В результате полноценная философия в Советской России была невозможна. Профессиональные философы писали одни и те же книжки, восхваляющие социализм и коммунизм.
Занятно, что тело Сталина было убрано из Мавзолея под чисто религиозным предлогом: с трибуны XXII съезда КПСС старая партийка Лазуркина поведала, что ей было видение: явившийся во сне Ленин сказал, что не хочет лежать рядом со Сталиным.
Сюда также следует привести и многочисленные апокрифы о детстве Ленина, навязывание обществу образа доброго и мудрого вождя, "который знал всё", "очень любил котят и детей". Чем не жития святых?
Отдельно следует вспомнить о многочисленных изваяниях Ленина. Л. Красин писал: "Нет почти крупной фабрики или завода, нет деревни и города, где где тысячи и тысячи рабочих и крестьян не думали бы о том, чтобы иметь у себя на площади, на улице, в помещении клуба своего Ильича из камня, чугуна, бронзы или, в крайнем случае - из гипса". Нетрудно видеть, что свой Ильич играет роль чего-то вроде genius loci, духа места, домашнего божка.
Рассуждения православных теоретиков о том, что партия большевиков - это сатанинская пародия на Церковь, есть бред. Религии всегда строятся по сходному принципу, ибо человеческая природа неизменна.
"Топорик Джорджа Вашингтона" и
"разбитый графин Володи Ульянова" - предметы из одного семантического поля.
Церковь провозглашает себя "Невестой Христовой" (интересно, а кем же тогда является паства по отношению к ней? Ребёнок Невесты? Невеста "штрих"?). Отсюда следует, что, как минимум, некоторые женские заморочки, в том числе и бабская ревность, у РПЦ нельзя исключать. Что ни говори, а коммунистическая партия не только увела у неё почти всю паству, но и выполнила задачу, с которой наша церковь не могла (а возможно, и не захотела) справиться: организовала качественное массовое образование. РПЦ же раскачивалась несколько столетий, размышляя - так ли оно уж нужно, и как всегда упустив ценное время...
Между прочим, именно то, что качественное народное образование не было поставлено своевременно, когда в нём настала нужда (на рубеже 16-17 веков), было одной из основных причин, вызвавших все последующие отечественные катаклизмы. Будь у нас система школ, аналогичным тем, которые к тому времени развернули по всему миру иезуиты, то церковного раскола, скорее всего, не было бы. Обе проблемы - отсутствие образования в XVI веке и нежелание реформ в 60 годах XX века - коренятся в одном источнике.
Не говорю уже о том, что мера, принятая своевременно, оказывается национальной по духу. Образование, введённое вовремя, не было бы столь западно-ориентированным, как то, что было запоздало и наспех сделано с XIX веке. В случае постепенного, за несколько столетий, формирования подлинно национального просвещения, наша интеллигенция не стала бы настолько прозападной. И все реформы не пришлось бы с такой скоростью совершать. Поскольку интеллигенция стала бы оказывать постоянное давление на власть (как это было и в Византии) - понуждая её к своевременным реформам. У власти бы тогда стояла только одна задача: правильное воспитание интеллигенции, удержание её от падения в космополитизм. Если постепенно, то эта задача элементарно решается.
Впрочем, если ревность РПЦ к коммунистам и имеет место, то, возможно, неосознанная. Ведь Невеста же)) А у женщин вообще трудности с самоанализом))
Всё это накладывается на интеллектуальную ограниченность множества прихожан, монахов и иереев: не знают, как в обществе происходит смена идеологем и смена элит.
Иногда думается, что имеет место своего рода духовный раскол между РПЦ и социализмом. И он поддерживается искусственно. Если бы этот раскол удалось преодолеть, то в атмосфере нашего общества что-то изменилось бы. Демонизируя социализм, РПЦ, важнейший наш социальный институт, всё более отдаляется от русского общества.