Отец / Мама / Анна: от 6 до 18

May 14, 2011 15:06


Есть у Никиты Михакова ряд документальных фильмов, посвященных его близким и друзьям. Фильмы эти сделаны не для домашнего видеоархива, а для публики, в свое время были показаны на кинофестивалях и выпущены на DVD. Удивительно кинематографичные по форме, а в содержательной части эти фильмы настолько личные, искренние и беспафосные, что вызывают ощущение при просмотре, будто присутствуешь на исповеди. Режиссер делится со зрителем своими сокровенными мыслями и чувствами, не стесняется быть сентиментальным, открытым и честным в своих признаниях. Это не жизнеописательное кино по сути своей, а духовно-исследовательское. Определяющим здесь становится желание не только чувствовать близких людей, но и понимать их, знать их так же, как самого себя. Разобраться с тем, что из себя представляет человек, какие факторы и события сформировали его личность. В чем-то это можно назвать стремлением залезть в душу, но не из спортивного интереса, а из любви к тем, о ком сделаны эти картины.

Поэтому истории о людях, рассказанные Михалковым, а рассказчик он изумительный, не могут оставить равнодушным. Будь то - и как это ни покажется странным - фильм-поздравление о Владимире Путине (55) или история Сергея Шойгу (Генерал Кожугетыч). Когда Михалков начинает повествование, а фоном звучит удивительной красоты мелодия Эдуарда Артемьева из фильма Раба любви (она же звучит в заставке студии ТриТэ), всегда начинается волшебство, особого рода химическая реакция с выделением тепла, которое обволакивает со всех сторон и притягивает к экрану. Самые теплые, пронзительные и трогающие за душу картины из серии "О людях" - это дилогия о родителях (Отец и Мама) и Анна: от 6 до 18, прирчем последний фильм не умещается в упомянутую категорию, поскольку включает ее в себя, покрывает ее собой. «Анна» - это фильм о Родине, а она (Родина) складывается из дорогих воспоминаний, ощущения дома, любви к родителям, чувства своего времени и много чего еще, но никогда не исчерпывается ни одной из отдельных составляющих, взятых в отрыве от остальных.

Фильмы «Отец» и «Мама» (кстати, после просмотра становится понятно, почему «Отец», а не «Папа», и почему "Мама", а не "Мать") нужно просто смотреть, потому как ощущения, которые они вызывают, не передаваемы в принципе. Это странное, но очень реальное чувство глубокого сопереживания чужим судьбам. Михалков вводит нас в мир, по сути, постороннего человека, а мы потом не хотим этот мир покидать. В этих фильмах есть моменты, когда трудно сдержать слез. Например, когда Михалков-сын рассказывает Михалкову-отцу о том, как, переболев корью, уходил из отцовского дома, а тот не хотел расставаться с сыном и стремился этого не показать. Иногда хочется радоваться и смеяться в голос. Это такие простые, но такие удивительные истории. И приходит интуитивное (на уровне едва уловимых и поэтому невыразимых движений души) понимание/ощущение того, как сложна и как коротка, человеческая жизнь. Что в жизни ценно более всего, и что не бывает абсолютно счастливых людей, также как не бывает и полностью несчастных. Как похожи все люди в сущностной основе своей и как важно иметь внутренний духовный базис, чтобы в трудную минуту поддержать того, кто не может помочь себе сам.

Фильм «Анна: от 6 до 18» Никита Михалков снимал 13 лет, на протяжении которых задавал взрослеющей дочке Ане несколько год от года неизменных вопросов: что она любит больше всего, чего не любит, чего боится и так далее. Потрясает то, что делает Михалков из этого фильма - масштабную историческую фреску, сравнимую по изобразительной силе с картинами Тарковского. Документальное свидетельство смены эпох; проникнутый болью, горечью и грустью созерцательный взгляд на исторические события, которые должны были опустошить души людей, но пошатнуть основу русского человека - его веру - не смогли. В этом великая надежда, выраженная в финальных кадрах фильма. Повзрослевшая 17-летняя девушка Анна уже давно не боится бабу Ягу (из-за ее большого и кривого носа), но боится потерять Родину, вернее, ее внутреннее ощущение в себе, теперь уже понимая, какое хрупкое и насколько значимое это понятие для каждого человека. По щекам девушки скатываются слезы, а следом перед камерой появляется ее маленькая сестренка Надя... И отвечает Надя (Надежда) на те же самые вопросы, проследив эволюцию ответов на которые можно не хуже (а то и лучше), чем по самым лучшим учебникам, изучить историю не только данного конкретного человека или семьи, но также целого народа и его страны.
Previous post Next post
Up