Розыгрыш

Dec 22, 2010 09:23






год: 1976
страна: Soviet Union
жанр: drama, romance
режиссер: Vladimir Menshov
в ролях: Dmitri Kharatyan, Natalya Fateyeva, Zinoviy Gerdt, Oleg Tabakov
композитор: Aleksandr Flyarkovsky
IMDb Rating: 6.7/10

Розыгрыш - дебютная картина Владимира Меньшова и по совместительству один из лучших советских фильмов, представляющих "школьную волну" 70-ых. Фильм очень живой, лирический и светлый, но несмотря на воздушные очертания, поднимающий немало важных вопросов, на которые не могут быть даны однозначные ответы. Меньшов связывает первые шаги во взрослую жизнь для своих героев не с первой любовью, как это часто бывает, а с первыми проявлениями индивидуальности, которая выражается в острой внутренней потребности отстаивать собственные взгляды и убеждения. Железобетонные точки зрения на извечные вопросы есть у всех без исключения героев фильма. Эти позиции представлены в лицах, поэтому только говорящих фамилий не хватает. Здесь есть мальчик-бунтарь, который своим появлением всколыхнул привычную жизнь сверстников и пекущихся об их благополучии родителей и учителей. Не обошлось без мальчика-резонера - карьериста и материалиста Комарова, - который всех учит жить, в том числе и своего романтика-отца (Олег Табаков).

Женские персонажи представлены в фильме девочкой-изгоем, девочкой-стервой и учительницей математики - сторонницей консервативной педагогической системы. Внести собственные пять копеек в дело воспитания распустившейся молодежи не упускает шанс даже школьный завхоз, которому тоже не все равно, какое будущее ждет этих безотвественных сорванцов. Сейчас многое из всего этого смотрятся несколько наивно, но наивность эта, во-первых, хорошая и правильная, а во-вторых, является производной от господствующей в то время идеологии, а не от того, что фильм снимался для представителей ясельной группы детского сада. Взгляд Меньшова на проблемы подрастающего поколения куда более рассудительный и трезвый, чем можно ожидать от подобного музыкального фильма. Это проявляется и в том, что ближе к финалу, казалось бы, центральная музыкальная идея о том, что музыка объединяет, отходит на второй план. Ведь кажется вполне логичным закончить картину большим концертом, где все поют песни, улыбаются и хлопают в ладоши. Но Меньшов решает задачу от обратного, обрывая песню на середине куплета, потому что произошли вещи, которые даже при всем желании сложно замолчать, либо превратить в шутку или розыгрыш. Это начало нового пути, вернее развилка, после которой каждый пойдет своею дорогой.

Последнее, о чем тоже нельзя смолчать, касается нескольких интересных творческих находок, которые можно встретить в фильме. Во-первых, кольцевая композиция произведения. Конечно, это не бог весть какой новый повествовательный прием, однако в этом фильме с ним почему-то не рассчитываешь столкнуться. А во-вторых, эффект плавного (без склейки) перехода между сценами, когда довольно простыми техническими средставми достигается иллюзия перемещения во времени и пространстве камеры вместе с одним из героев, связывающим между собой два эпизода. Не совсем понятно, ради чего стоило так оригинальничать в фильме про школу, а также кто до всего этого додумался (сами авторы фильма или подглядели у кого), но свою долю впечатлений этот нестандартный ход все-таки производит.





Previous post Next post
Up