Сто дней после детства

Dec 19, 2010 18:06






год: 1975
страна: Soviet Union
жанр: drama, romance
режиссер: Sergei Solovyov
в ролях: Boris Tokarev, Tatyana Drubich, Irina Malysheva, Yuri Agilin, Sergey Shakurov
композитор: Isaak Shvarts
IMDb Rating: 7.5/10

Давай мы с тобой просто запомним это лето, просто запомним и все...

В отечественных кинофильмах советского периода подростки часто выглядят старше своих лет. Это касается не внешности, а поведения, возвышенного образа мыслей, каких-то умных высказываний и мимолетом брошенных фраз, которые было бы трудно, а то и вовсе невозможно приписать среднестатистическому представителю молодежи 21-го века. Эти герои, хоть и были детьми, но обладали каким-то даже черсчур трезвым, но вместе с тем и неподдельно поэтическим восприятием мира. Думается, что дело здесь не только в художестенном приукрашивании действительности советскими кинематографистами, но и правда существует пропасть между нами и ними (в плане воспитания, уровня духовной культуры и много чего еще). Думается также, что эмоциональное взросление современных молодых людей действительно запаздывает. Иногда даже до того, что рискует вовсе не наступить. Если что, автор этих строк судит, прежде всего, по себе. Он слабо помнит, каким был в возрасте 14-ти лет, но может точно сказать, что не читал в те годы никакой серьезной литературы, не испытывал возвышенных чувств, а если и испытывал, то никакого отчета себе в этом не отдавал.

Фильм Сергея Соловьева... Вернее нет. Поэтический шедевр Сергея Соловьева - это, с одной стороны, довольно простая история, которая, скорее всего, будет близка и понятна каждому, с другой - очень тонкое и психологически точное исследование неуловимого момента в жизни любого человека, когда (рано или поздно) он начинает взрослеть. Соловьев связывает этот момент с первой любовью. И правильно делает, ведь зачастую это как раз и есть то самое первое глубокое и сильное чувство, которое меняет человека и (за исключением явных случаев склероза) не забывается уже никогда. Это пора, когда человек начинает искать ответы на серьезные вопросы. Пытается разобраться в себе самостоятельно, но не может, и тогда обращается к произведениям искусства, авторы которых тоже когда-то искали ответы на те же самые сокровенные вопросы. Эти чувства, пережитые в детском возрасте, оказываются самыми искренними и чистыми из тех, что за всю жизнь испытывает человек. Они не отягощены грузом прожитых лет и пережитых неудач. Это время, когда нет домыслов, ненужных оценок и загадываний наперед. Ты влюблен, но еще не знаешь, любовь ли это, потому что это новое состояние совершенно не с чем сравнить. Здесь и сейчас все происходит впервые, и только потом, спустя N-ое количество лет, настанет время подумать и разобраться во всем.

А пока ты живешь, не отдавая себе отчета в том, какая неведомая сила направляет всего тебя, твои мысли, чувства и не дает спать по ночам. Вполне возможно, что ты уже знаком с какими-то из всех этих бесчисленных определений любви, но теперь от этого мало толку, потому что сейчас в сердце у тебя есть свое собственное определение, а сердце не обманывает никогда. Кто-то скажет, что фильм Соловьева об ошибочных чувствах, но вся штука в том, что ошибочных чувств не бывает. Также как и напрасной любви, плата за которую, по словам Уолта Уитмена, всегда та или иная. Немного грустно лишь от того, что самое чистое, наивное и до крайности уязвимое детское чувство всегда становится не более чем разменной монетой. Жертвой, которая волей-неволей приносится на алтарь жизненного опыта в начале долгого и трудного пути. Впочем, впадать в отчаяние по этому поводу тоже не хочется, потому что в детстве вся жизнь еще впереди. И если мир в какую-то минуту рассыпался на множество маленьких осколков, все равно не покидает надежда на то, что завтра все изменится к лучшему. Именно это суггестивное поэтическое настроение и создает фильм Сергея Соловьева, в котором трагедия неразделенной любви оказалась до светла разбавлена искренним оптимизмом и верой в завтрашний день.





Previous post Next post
Up