Трио из Бельвилля [Les triplettes de Belleville]

Dec 17, 2010 14:15






год: 2003
страна: France, Belgium, Canada, UK
жанр: animation, adventure, comedy
режиссер: Sylvain Chomet
в ролях: -
композитор: Benoît Charest
IMDb Rating: 7.7/10

Французский аниматор, художник и сценарист Сильвен Шомэ любил рисовать с детства. В 1987-ом году он окончил Высшую европейскую изобразительную школу и занялся... комиксами. Одновременно с этим он работал в рекламе, снимал видеоклипы, а в 1998-ом году из-под его руки вышла короткометражка Старушка и голуби, которая была номинирована на Оскар, но проиграла пиксаровской Игре Джери. Если коротко, то в "Старушке" идет речь про голодного жандарма, который однажды увидал в парке старую леди, скармливающую голубям вкусную выпечку, после чего сделал себе костюм голубя, втерся в доверие к старушке, и та начала его откармливать (для каких-то, ведомых только ей целей) уже у себя дома. Понятно, что такое может произойти только во сне, либо в больном воображении пациента психиатрической лечебницы. И если посмотреть фильм до конца, то он покажется еще более оригинальным, чем можно представить по любому его описанию. Но у Шомэ даже такой необычный сюжет каким-то непостижимым образом работает, а фильм, благодаря гастрономической метафоре, можно вполне успешно рассматривать, к примеру, в качестве едкой карикатуры на общество потребления. Хотя, конечно, там не все так просто.

Еще большее удивление (пополам с восхищением) вызывает первый полнометражный анимационный фильм Шомэ под названием Трио из Бельвилля. На поверхности это пародия на фильмы детективно-криминального жанра, что-то вроде Приключений капитана Врунгеля по-французски. Сюжет снова отличается оригинальностью - во время традиционной гонки Тур-де-Франс мафия похищает трех велосипедистов, чтобы использовать их в подпольном тотализаторе весьма оригинальной конструкции. Если кто-либо из велосипедистов выдыхается и падает без сил, его немилосердно пристреливают. На поиски вместе с верным псом Бруно выдвигается бабушка одного из пропавших. Заручившись поддержкой еще трех старух (см. название), она разрабатывает план высвобождения внука из преступного логова. В рамках этой истории Шомэ, в свойственной ему манере, гипертрофирует и доводит до крайней степени абсурда любую мелочь, начиная с внешнего вида персонажей и заканчивая их гастрономическими пристрастиями (по-видимому, это что-то личное для режиссера). В том же, что касается облика героев, Шомэ является поклонником Хаяо Миядзаки или, по крайней мере, мыслит с ним в одном направлении. И тот и другой явно зациклены на отвратительного вида страухах. Это как в фильме про Штирлица: "Больше всего на свете я люблю стариков и детей". Но если у японца это такой ненавязчивый мотив, то француз в этом смысле отрывается по полной.

Все люди либо дистрофически худые, либо чрезмерно толстые с подчеркнуто огромными задами. Ростом все либо от горшка два вершка, либо длинные, как Эйфелева башня. Чувствуется, что воображение художника ничем не было ограничено. Лица у всех, по большей части, просто мерзкие. Носатые, губастые, морщинистые, абсолютно никак к себе не располагающие. Приятно, однако, что старушки являются ценительницами прекрасного. У них в кваритре висит небольшая афиша Каникул господина Юло, а в один из вечеров они смотрят Праздничный день с Жаком Тати в роли неуклюжего почтальона. Кстати, Шомэ в своем мультфильме, как и Тати в лучших своих работах, практически не использует диалоги. Но там настолько хороший сценарий, изобилующий интересными изобразительными находками, что любые разговоры только отвлекали бы от сюжета. И в общем, если копнуть немного поглубже, начинает проясняться мысль Шомэ о том, что внешность - это еще не все, и даже за, мягко скажем, не самой приятной физиономией может скрываться любая из человеческих добродетелей. Если же зритель настолько близорук, что уродливая внешность персонажей вызовет у него неприязнь к мультфильму в целом, значит автор был прав, выбирая именно такое средство общения со своей аудиторией.





Previous post Next post
Up