Строшек [Stroszek]

Sep 08, 2010 21:58






год: 1977
страна: West Germany
жанр: drama
режиссер: Werner Herzog
в ролях: Bruno S., Eva Mattes, Clemens Scheitz
композитор: Chet Atkins, Sonny Terry
IMDb Rating: 8.1/10

Фильм Строшек возник из желания Вернера Херцога еще раз поработать с Бруно С., который до этого сыграл у него Каспара Хаузера в картине Каждый сам за себя, а Бог против всех. Бруно должен был исполнить главную роль в фильме Войцек по пьесе Георга Бюхнера, но затем Херцог решил снимать Клауса Кински, а для Бруно написал другой сценарий, который и лег в основу Строшека. Но это был не то чтобы полноценный сценарий, скорее замысел снова позволить Бруно быть в кадре самим собой, а за историей дело не стало. В итоге Херцог снял кино о маленьких людях, которые в поисках лучшей жизни перебираются жить из Берлина в Америку (штат Висконсин) и фактически там погибают. Может показаться, что это сюжет для Вима Вендерса или Джима Джармуша, которые на этом материале могли бы сделать неплохое роуд-муви, но Херцогу важно было снять свое кино, в котором можно было бы недвусмысленно потыкать носом "страну возможностей" в ее же собственное дерьмо.

В этом отношении фильм порой даже слишком прямолинеен. Но это прямолинейность как бы продиктована душевным состоянием главного героя, у которого что на уме, то и на языке. Изначально его трагедия в том, что он сам по себе (от природы) неприкаянный человек без роду и племени. И ему все равно, где бродить по улицам с расстегнутой ширинкой. В Германии, в Америке или еще где. И вот весь фильм такой, как Бруно. Вроде совершенно ни о чем. Простой, как яйцо, и топорно сделан, но после него в голове как-будто что-то сдвигается, и на мир начинаешь смотреть другими глазами. Это как опыт, который навсегда с тобой. И вот еще, пишут, что некто Йен Кертис (певец, о котором Антон Корбайн снял фильм Контроль) после просмотра "Строшека" наложил на себя руки. Сложно сказать, о чем этот факт говорит больше, о фильме или о самом Кертисе. Но бесспорным остается то, что в финале картины Херцог простыми, в общем-то, средствами (а вернее, их отсутствием, ведь фильм на 99,9% документален) напрочь вышибает почву из-под ног и выводит свое кино на недосягаемую смысловую орбиту.





Previous post Next post
Up