год: 1971
страна: West Germany
жанр: drama, sci-fi, documentary
режиссер: Werner Herzog
в ролях: Lotte Eisner
композитор: Blind Faith, The Third Ear Band
IMDb Rating: 7.0/10
В самом начале Вернер Херцог использует весьма интересный метод отсева леммингов и попкорноедов среди тех кто, собрался посмотреть этот фильм. В кадре несколько раз (in front) садится самолет. Снимают с большого расстояния в жаркую погоду, поэтому образ самолета на пленке будто бы дышит. Где-то после пятого приземления зрелище начинает гипнотизировать, а желание считать посадки куда-то улетучивается. Следом за этим Херцог отправляется в пустыню снимать миражи. С этого момента фильм начинает походить на одно из творений Годфри Реджио. Длинные одннообразные пейзажи. Реки обжигающе горячего воздуха проплывают перед камерой, а протяженные ландшафты с остатками человеческого присутствия навевают мысли о кончине цивилизации.
Каким-то непостижиым образом документальные кадры у Херцога оказываются окутаны метафизическим флером. Постепенно фильм из видовой документалки превращается в экзистенциальную зарисовку о бренности всего живого на земле. Больше всего удивляет то, что никаких специальных средств Херцог не выдумывает. Главное "оружие", которое он использует, - время. Камера здесь, будто бы, предоставлена самой себе. Она снимает виды гораздо дольше, чем это нужно, чтобы запомнить все в деталях. Но с определенного момента, когда среднестатистический зритель устает лицезреть однообразную картинку, как раз и начинается магия. Открывается третий глаз или что-то в этом духе, после чего вместе с автором начинаешь не просто видеть ландшафт, но и проживать его. Не в буквальном смысле, но на каком-то более высоком (чем визуальное восприятие) уровне понимать происходящее. В этом, пожалуй, главная заслуга Херцога как документалиста, который умеет не только запечатлевать факты, но и режиссировать действительность по своему собственному усмотрению.