год: 1982
страна: Peru, West Germany
жанр: adventure, drama, music
режиссер: Werner Herzog
в ролях: Klaus Kinski, Claudia Cardinale
композитор: Popol Vuh
IMDb Rating: 8.0/10
Мир открывается и обнажает себя тем, кто идет пешком. (Вернер Херцог)
Фицкарральдо - беспрецендентный по размаху кинофильм, невероятно масштабный и трудоемкий проект, в котором сполна выразилось стремление Вернера Херцога к действенному познанию мира и желанию быть до предела честным перед собой и зрителем, создавая свое документально-игровое кино. Это история о человеке по фамилии Фицджеральд (или Фицкарральдо), у которого была мечта построить оперный театр в джунглях Амазонки. Чтобы добыть денег на сие мероприятие, он решает взять в аренду для разработки богатый каучуковыми деревьями, но труднодоступный участок джунглей, куда по воде из-за опасных порогов реки Укаяли еще никто не добирался. Он покупает подержанный корабль, ремонтирует его, набирает команду и вместе с экспедицией отправляется в путь по реке Пачитэа, рассчитывая перетащить многотонное трехъярусное судно по суше из одного притока Амазонки в другой там, где реки протекают на небольшом расстоянии друг от друга. По прибытии на место Фицкарральдо заручается поддержкой местных индейцев, которые оказываются готовы помочь "белому богу" в его рискованном мероприятии.
Все остальное лучше увидеть собственными глазми. А затем необходимо посмотреть документальный фильм Бремя мечты (своего рода репортаж о съемках), откуда становится понятным действительный масштаб картины и то, что настоящий Фицкарральдо, совершивший не вымышленный, а самый настоящий подвиг, - это сам Херцог. Это как раз тот случай, когда личность режиссера, а также история создания фильма неотделимы от конечного результата. Четыре года в опасных для жизни условиях продолжалась работа. Бок о бок вместе с местными индейскими племенами съемочная группа выживала среди джунглей, вынужденная при этом решать поставленные Херцогом задачи. А Клаус Кински, заменивший выбывших из проекта на раннем этапе Джейсона Робардса и Мика Джаггера, в ходе съемок достал не только режиссера (это было обычное дело), но и местных индейцев, вождь которых на полном серьезе предлагал Херцогу убить ведущего актера. Но Херцог, несмотря ни на что, довел свое дело до конца. Ни Кински, ни джунгли Амазонки, ни сам дьявол не смогли сбить его с пути. Это великое кино о великой мечте, в котором выразилось извечное стремление человеческого духа к абсолюту. Это великая метафора жизни во всех ее противоречивых проявлениях, когда поражение оборачивается победой, а невозможное становится возможным. И стоит отмтеить, что "Фицкарральдо" не есть простая сумма составляющих его частей. Это нечто большее. Поразительных масштабов философское произведение, которое производит впечатление не только визуальным, но и содержательным наполнением.