Спасти рядового Райана [Saving Private Ryan]

May 05, 2010 08:52






год: 1998
страна: USA
жанр: drama, history, war
режиссер: Steven Spielberg
в ролях: Tom Hanks, Tom Sizemore, Edward Burns, Barry Pepper, Adam Goldberg, Vin Diesel, Giovanni Ribisi, Jeremy Davies, Matt Damon, Ted Danson, Paul Giamatti, Dennis Farina, Nathan Fillion
композитор: John Williams
IMDb Rating: 8.5/10

Собравшись наконец (после n-ного просмотра) что-то написать про Спасение рядового Райана, долго и неподвижно сижу перед клавиатурой. В голове крутятся слова-паразиты: "шедевр", "гениально", "неповторимо". Да ну на фиг. Ну кому, а главное что я буду объяснять про этот фильм? Ведь это действительно шедевр. Гениальный и неповторимый. По крайней мере, за 12 лет после выхода фильма на экраны, никто достижение Спилберга не повторил. И речь здесь не только о потрясающем уровне реализма батальных сцен. Сними сегодня Спилберг знаменитую высадку в Нормандии и другие боевые сцены в пресловутом 3D, людей бы выносили из кинотеатров с инфарктами. Речь об интегральном эффекте, который производит картина. О тех идеальных пропорциях, в которых режиссер смешал ингридиенты настоящего патриотического кинофильма. Искренне пафосного, исполненного горечи и благодарности за бессмертный подвиг героев той ужасной войны. Спасение рядового Райана - это не просто сверхкачественный военный боевик по мотивам известных исторических событий. Это удивительной силы кинополотно, в котором есть неподдельная драма миллионов человеческих судеб. Снять такое кино - дорогого стоит.

Если говорить именно о кино, есть множество фильмов военной тематики, которые психологически перенести гораздо труднее, чем "Спасение Райана". Но даже эти сверхсильные кинокартины оказываются не более чем художественными образами, которые и на десятую долю процента не могут передать того, что такое война. Кино имеет свою планку эмоциональной достоверности, а все остальное - досужие домыслы и только. Но Спилберг, мне кажется, вплотную приблизился к этому крайнему пределу достоверности, найдя золотую середину между реализмом и чисто кинематографическими условностями. При этом он, как большой мастер, точен в мелочах и не лажает по-крупному. В его истории есть размах и есть логика развития событий. Мне когда-то казалось надуманным, что отряд из 8-ми человек могут послать в ад кромешный на поиски одного единственного рядового. Но задумайтесь на долю секунды о том, что чувствует мать, получившая похоронку на сына. А если сыновей (любимых сыновей) не один, а четыре? И все погибли.

Этого нельзя понять и уж тем более объяснить. Ни в литературе, ни в кино, нигде. Вспомните последние слова мальчишки-санитара (Джованни Рибизи) - он зовет маму. Вспомните, что говорит герой Адама Гольдберга, когда немец медленно вонзает ему лезвие в грудь, - какое-то совершенно наивное, иррациональное, жуткое и холодящее душу "Подожди, подожди, подожди...". Это страшная сцена. Она чересчур реальна для кино. В ней только грязная, неотвратимая, несправедливая смерть. Именно такой войну показал Спилберг. Не только в целом, но и отдельными сценами, игрой актеров, тонкими нюансами и деталями он до предела искренен и правдив прежде всего перед собой, а уж перед зрителем и подавно. И за это Спилбергу можно простить тот пафос, который он позволяет себе в начальной и финальной сценах. Это необходимая дань уважения, которую он и все мы должны отдать погибшим и выжившим в той войне.





Previous post Next post
Up