Молчание [Tystnaden]

Apr 27, 2010 09:50






год: 1963
страна: Sweden
жанр: drama
режиссер: Ingmar Bergman
в ролях: Ingrid Thulin, Gunnel Lindblom
композитор: Ivan Renliden
IMDb Rating: 8.0/10

Пишут, что после проката Молчания в 1963 году Ингмару Бергману и его жене отказали в проживании хозяева дачи на острове Орнё, ибо приличные жильцы не должны снимать непристойные фильмы. В принципе, этих людей несложно понять. Картина Бергмана вызывает мало приятных эмоций, а густо замешанная на сексе и разврате история в откровенности некоторых сцен могла бы составить конкуренцию эротическим фильмам нашего (!) времени. Однако художественная ценность Молчания отнюдь не исчерпывается красивой обнаженкой. Здесь отточенный, выверенный до мелочей стиль великого режиссера предстал во всей красе. Минимум персонажей, ни одной лишней детали в кадре, ни одной лишней реплики. Статичные, исполненные внутреннего напряжения сцены соседствуют с сильнейшими эмоциональными всплесками. На примере сложных взаимоотношений двух сестер, одна из которых умирает от рака, Бергман снова подымает глубочайшие вопросы бытия, смысла жизни человека и его беспомощности перед смертью.

Режиссер помещает своих героев в некий условный мир (неназванная страна, выдуманный язык), чтобы наилучшим образом сконцентрировать зрительское внимание на тончайших аспектах актерской игры Ингрид Тулин и Гуннель Линдблум. Минуя все рациональные барьеры, Бергман работает напрямую с интуитивным, подсознательным восприятием. Он заставляет зрителя вместе с Эстер чувствовать холодное дыхание смерти и содрогаться от бесчеловечного отношения Анны к своей умирающей сестре. Молчание - это драма в самом полном смысле этого слова. Даже не драма, а трагедия. Сильнейшая, опустошающая трагедия жизни, вынужденной покидать мир в абсолютной тишине, в атмосфере полного равнодушия и с осознанием никчемной ценности прожитого. Однако финал фильма неожиданно оптимистичен. Дождь, омывающий лицо Анны, будто бы, символизирует неисчерпаемую силу жизни, которая несмотря ни на что будет давать всходы на почве, политой человеческими слезами.





Previous post Next post
Up