Танцующая в темноте [Dancer in the Dark]

Apr 15, 2010 12:51






год: 2000
страна: Denmark, Germany, Netherlands, Italy, USA, UK, France, Sweden, Finland, Iceland, Norway
жанр: drama, musical
режиссер: Lars von Trier
в ролях: Björk, Catherine Deneuve, David Morse, Peter Stormare, Udo Kier, Cara Seymour, Stellan Skarsgård, Jean-Marc Barr
композитор: Björk
IMDb Rating: 7.8/10

- Ты ведь ничего не видишь, верно?
- А на что смотреть-то?

Завершающая часть триеровской трилогии, название которой - "Золотое сердце" - рассказывает о замысле режиссера больше, чем все рецензии на фильмы трилогии вместе взятые. Новую героиню с "золотым сердцем" играет певица Бьорк. Играет так, что сразу после знакомства с Сельмой - полуслепой беженкой из Чехословакии - сердце разрываться от осознания того, что Триер сделает с этой маленькой женщиной, каким испытаниям подвергнет и чем в конечном счете закончатся ее мытарства на земле добрых самаритян.

Все героини Триера живут ради других. Гипертрофированное чувство жертвенности этих женщин заслоняет даже инстинкт самосохранения. Сельма - это воплощенная материнская любовь, которая сама по себе есть добро, но даже ее (любовь) в системе ценностей Триера нельзя истолковать однозначно. Ведь ничто (даже любовь к сыну) не оправдывает Сельму, которая самозабвенно, с каким-то потусторонним наслаждением вгоняет пулю за пулей в тело полицейского офицера. Он тоже был далеко не ангел, но важно то, что после сцены убийства Сельма перестает быть святой великомученицей. Вернее, остается ею, но уже не такой безобидной чудачкой, какой казалась в начале фильма.

Крайне неоднозначная сцена убийства (в том смысле, как к ней относиться) становится своего рода водоразделом для всего фильма, после которого начинают сильнее чувствоваться во многом манипулятивные приемы Триера и его чисто спортивно-провокаторский интерес. Поэтому дальнейшее обострение сюжета - смертный приговор, надежда на помилование и, собственно, повешение - хоть и производит сильный эмоциональный эффект, однако не несет в себе и доли той смысловой наполненности, которая была заключена, скажем, в поступке Карен из предыдущего фильма режиссера Идиоты. Однако перечисленные выше претензии не мешают отнести фильм к категории шедевров. Просто потому, что Триер - это феномен, и сегодня среди режиссеров очень мало тех (если вообще таковые есть), кто способен бросить вызов мощи его таланта.





Previous post Next post
Up