Репетиция оркестра [Prova d'orchestra]

Mar 26, 2010 14:33






год: 1978
страна: Italy, West Germany
жанр: comedy, drama, music
режиссер: Federico Fellini
в ролях: Balduin Baas, Clara Colosimo, Elizabeth Labi
композитор: Nino Rota
IMDb Rating: 7.2/10

Фильм делится на три харатерные части и финал, который трудно переоценить. /*Далее рассказываю сюжет*/ Первая часть картины решена в псевдодокументальной манере - музыканты дают коротенькие интервью, рассказывают в камеру о себе, своих инструментах, каких-то личных качествах, шутят и подкалывают друг друга. В сумбуре, кототрый творится в репетиционном зале (древняя часовня), каждый слышит только себя, продолжая без устали талдычить о своих проблемах, комплексах и страхах. Когда же наконец приходит дирижер, все тычки и затрещины начинают сыпаться на него. Он же в долгу не остается, подвергая беспощадной критике игру каждого из своих музыкантов. Вторая часть - интервью дирижера, которого в коллективе никто не уважает. Он признает, что уже давно выполняет свою работу автоматически, без удовольствия. То, что сейчас творится в мире музыки, приносит дирижеру одни разочарования, но он старается как-то выживать даже при таком положении вещей. Были времена, когда дирижер был весомой величной, с ним считались. А сейчас каждой скрипке хочется быть главной в оркестре, ну или хотя бы получить независимость. В третьей части музыканты достаточно неожиданно устраивают импровизированный бунт против дирижера, миниреволюцию в стенах старенькой часовни. С ломанием мебели, надписями на стенах, попытками установить подлинную демрократию и прочими шалостями. Тут фильм резко сваливается в фирменную феллиневскую фанатсмагорию, знаменуя собой господство хаоса над здравым смыслом. Одни пытаются заменить дирижера здоровенным метрономом, другие вообще не хотят плясать под чужую дудку. Наиболее радикальные бунтари провозглашают вседозволенность, в то время как остальные спокойно взирают на беспорядок со стороны. В конце концов, когда этого совсем не ждешь, одну из стен часовни проламывает огромный железный шар, который используется для сноса задний, и погребает под руинами арфистку. Восстанавливается гробовая тишина, к музыкантам выходит их "любимый" режиссер, делает взмах палочкой и оркестр начинает играть музыку. Слаженно, как единый организм. И кажется, что вот оно - к людям пришло понимание ценности единения, гармония. Но не тут то было, Феллини не был бы собой, если бы закончил фильм однозначно. Дирижер снова начинает жестоко критиковать музыкантов. В конце концов срывается на крик, экран затемняется, язык дирижера меняется на немецкий. Занавес.

Пишут, что фильм вызвал сильный резонанс, причем каждый трактовал смысл картины по-своему. На мой взгляд, трактовок здесь можно придумать и вправду много. Можно растащить фильм на частности, но от этого не приблизиться к его пониманию. Ведь Феллини умудрился за потора часа, используя при этом минимальные художетсвенные средства, отразить всю полноту суматошной жизни человека в качестве общественного животного. Создал полнофункциональную модель общества, действующую в ограниченном пространстве. Здесь ругаются, любят, ненавидят, обсуждают феллиневский фильм 8 1/2, строят друг другу козни, но во всех бедах и несчастьях все равно оказываются виноватыми профсоюзы. Репетиция оркестра, без сомнения, из тех фильмов, которые будут актуальны всегда. Потому что в этой картине отражена сама человеческая суть. Со всеми ее противоречивыми нюансами. Сколь отталкивающая, столь же и притягательная при взгляде со стороны. И еще у Феллини очень хорошо прослеживается стариковская мысль о том, что в мире существует вполне определенное положение вещей. И если этот веками формировавшийся порядок нарушается, начинается хаос. Причем хаос, вроде как, и есть то самое положение вещей. Ну или, по крайней мере, одно из его многочисленных проявлений. Что говорить, Феллини никогда не был прост в высказываниях. Но ведь по-другому не получается, когда речь идет об основополагающих явлениях человеческой жизни.





Previous post Next post
Up