год: 1959
страна: Italy, France
жанр: drama
режиссер: Federico Fellini
в ролях: Marcello Mastroianni, Anita Ekberg, Anouk Aimée, Alain Cuny, Adriano Celentano
композитор: Nino Rota
IMDb Rating: 8.1/10
Совершенно гениальный фильм. Совершенно. Гениальный. Федерико Феллини создал удивительное кинополотно, наполненное философскими размышлениями о бренности бытия и невозможности вырваться из замкнутого круга искусственной действительности. Жизнь журналиста Марчелло (Марчелло Мастрояни) напоминает сбывшуюся мечту. Светские приемы, вечеринки, красивые женщины, дорогие машины каждый день и каждую ночь вихрем проносятся перед его глазами. Но в сердце его пустота. Марчелло запутался в желаниях, и перспективы будущего для него уже давно скрылись в сладкой дымке ни к чему не обязывающего существования. Женщину, которая по-настоящему его любит, Марчелло отвергает в пользу мимолетных и поверхностных интрижек. А единственному другу Штайнеру он по-хорошему завидует, так как видит в нем идеал той жизни, к которой сам когда-то стремился. Понимая где-то в глубине души, что так долго подолжаться не может, Марчелло постепенно упускает тот момент, когда еще можно было повернуть назад. Но зачем пытаться изменить мир, когда он, кружась в безумном ритме танца, вдруг падает к твоим ногам. Весь, без остатка отдается в твое распоряжение и требует лишь одного взамен - душу. Для Марчелло эта сделка произошла тихо и незаметно. Сладкая жизнь, как наркотик, накатила на него одурманивающими волнами забытья. И вот люди, чувства, как свои, так и чужие проносятся перед ним, не оставляя никакого следа, кроме смутных воспоминаний, которые потом покажутся сном.
Фильм Феллини лишен сквозного сюжета. Режиссер собирает картину, словно мозаику, в которой можно выделить семь относительно самостоятельных частей. Каждый эпизод - слепок, сделанный с общества, пережившего экономическое чудо и превративегося в общество потребления. Причем Феллини не ограничивает повествование рамками светской жизни. Кризис духовности понимается им не в локальном, а в глобальном масштабе. Об этом неиллюзорно свидетельстувет симоличный пролог со статутей Христа, пролетающей над Римом, а затем и сцена с толпой, которая в религиозном экстазе ожидает явления Мадонны. К духовной, сомневающейся стороне Марчелло обращены в том числе и речи Штайнера, который для героя Мастрояни явился чем-то вроде путеводной звезды. На эту звезду Марчелло пытается ориентироваться, но когда видит, что даже Штайнер "не знает" верного пути, понимает, что не в силах выбраться из замкнутого круга. Кризис желаний, кризис всяческих устремлений и человеческих отношений. Он повсюду. Это чувствует и сам Марчелло, когда приходит осознание того, что даже собственного отца он толком никогда не знал. Марчелло не может установить для себя цель, зацепиться за что-нибудь в жизни, будь то близкие отношения с женщиной или работа над книгой, которую ему так и не доведется закончить. По сути Феллини рисует очень страшную картину. И если фильм начинался как нечто "из жизни отдыхающих", то к финалу мы наблюдаем огромных масштабов трагедию, причем не только главного героя, но и всего общества 50-ых.
В одной из сцен священник говорит, что чудо рождается в тишине и спокойствии, а не в хаосе и бедламе. И словно соглашаясь с этой репликой, Феллини в подтверждение показывает вечеринку на пляжном берегу, явившуюся для Марчелло неким рубиконом, который он перешел на пути к полному растлению собственной души. В финале во второй раз в жизни Марчелло появляется девушка с "ангельским профилем". Она символизирует чистоту и непорочность, которая могла бы стать для Марчелло спасательным кругом. Но он предпочитает оставить эту девственную красоту нетронутой, отмахнувшись от нее небрежным движением руки. Феллини заканчивает фильм, проведя границу водораздела между двумя способами существования. Режиссер видит трагедию в том, что миры Марчелло и девушки с "ангельсикм профилем" на этот раз не пересекутся. Но одновременно в этом можно увидеть и надежду на то, что зерна духовности, разбросанные в хаосе "сладкой жизни", когда-нибудь смогут прорасти. Иначе смысл жизни - величайшего из даров, данных человку свыше, - может быть утерян навсегда.