год: 1975
страна: UK
жанр: drama, romance, war
режиссер: Stanley Kubrick
в ролях: Ryan O'Neal, Marisa Berenson, Patrick Magee, Hardy Krüger, Steven Berkoff, Murray Melvin
композитор: -
IMDb Rating: 8.1/10
Мне очень нравится Барри Линдон, но для меня это похоже на прогулку по музею Прадо без перерыва на ланч. (Стивен Спилберг)
Спилберг, конечно же, погорячился. Вначале под впечатлением от Космической одиссеи: 2001 называет Кубрика чуть ли не величайшим режиссером всех времен, а потом жалуется на затянутость Барри Линдона. Но ведь Линдон куда более увлекательное кино, чем Одиссея. За три часа, что идет повествование, Кубрик ни разу не оступился, не допустил сюжетных провисов и в результате поднял свою картину на такую высоту, о которой большинству создателей исторических фильмов даже мечтается с трудом. Барри Линдон - это не просто история о приключениях авантюриста на фоне событий, происходивших в Европе в конце XVIII века. Это настоящий слепок эпохи, монолитное повествование, охватившее собой жизнь человека, сумевшего тяжелым трудом добиться всего, чего только мог пожелать молодой ирладндец из небогатой семьи. Потом была плата за ошибки, но это уже другая история.
Фильм Кубрика эпичен, красив и выверен до мельчайших деталей во всех аспектах, будь то дизайн костюмов, работа оператора, постановка битв или музыкальное сопровождение. Под руководством Кубрика актеры играют так, будто с молоком матери впитали аристократические манеры и умение выстраивать фразы, которому позавидовал бы любой современный джентльмен. Ну а кубриковский сценарий можно сравнить с бриллиантом самой тонкой огранки. Если бы автор романа, по которому снят фильм, увидел произведение Кубрика, то несомненно упал бы в ноги к великому режиссеру, будучи обескуражен и взволнован уровнем экранизации собственного произведения. Фильм обращает на себя внимание не только тем, что преподносится в рамках повествования, но и как это делается. История, озвученная закадровым голосом в строгом хронологическом порядке, льется из уст рассказичка подобно старинной песне, в которой нашли отражение не только сложные душевные метаморфозы героя, но и достаточно тонкие наблюдения относительно взаимоотношений Барри Линдона с эпохой, в которую ему пришлось родиться.
Кроме того, Кубрик представляет на суд зрителя новый тип героя - человека, который подобно одинокому паруснику умудрился не сгинуть в пучине исторических событий. Барри Линдон - это сложный сплав положительных и отрицательных качеств, одни из которых помогли ему осуществить мечты, а другие стали причной стремительного падения вниз без права повторить однажды пройденный путь. Зрительское же отношение к Барри Линдону начинается с полного безразличия, которое затем сменяется уважением и даже перерастает в восхищение его целеустремленностью, верностью слову и умением обращать обстоятельства в свою пользу. Однако затем, ближе к финалу, Барри, если не меянет наше к нему отношение, то по крайней мере заставляет задуматься над тем, все ли средства хороши в достижении целей. Не зря Кубрик в качестве основного мотива фильма выбиарет Сарабанду Георга Фридриха Генделя. Эта скорбная и вместе с тем величественная музыка не только содействует максималному погружению в атмосферу отжившей эпохи, но также очень тонко подчеркивает трагедию Барри Линдона, чьи изначально благие намерения не смогли остаться безнаказанными.