Плохой лейтенант [Bad Lieutenant]

Aug 18, 2009 20:40






год: 1992
страна: USA
жанр: crime, drama, thriller
режиссер: Abel Ferrara
в ролях: Harvey Keitel
композитор: Joe Delia
IMDb Rating: 6.8/10

Плохой лейтенант сочетает в себе признаки мощной криминальной драмы скорсезевского толка и религиозной притчи о прощении и милосердии. При этом вторая ипостась фильма проявляет себя достаточно неожиданно, принимая во внимание тот факт, что главный герой представляется человеком без каких бы то ни было принципов, шагнувшим за всякие рамки морали и закона. Однако фильм учит тому, что порой бывает важно разглядеть в человеке обратную сторону его поступков. Лейтенант в исполнении Харви Кейтеля очень сложный и противоречивый герой, выводы о котором не стоит делать по первому впечатлению. Не зря фильм начинается с того, как Лейтенант отвозит детей в школу. Феррара говорит о том, что у его героя когда-то была нормальная семья, а значит он и сам когда-то был другим человеком. Теперь же в нем поселился дьявол, который заставляет его изничтожать собственные тело и душу от невозможности ответить самому себе на вопрос о том, как и ради чего он должен жить в этом мире. С одной стороны, в лице Лейтенанта мы видим ангела апокалипсиса, спустившегося с небес, чтобы покарать людей за их грехи. Но одновременно с этим он и сам жертва того места, в которое попал. Зло, возникшее в нем, есть порождение слабости, за которую он вынужден мстить себе и окружающим.

Многое меняется, когда Лейтенант начинает заниматься расследованием надругательства над молодой монахиней, которую два латиноса изнасиловали при помощи распятия прямо в церкви. С этого момента история о саморазрушении сменяется мотивом о черной душе, рвущейся к свету. Нравственное падение стремится к равновесию с потребностью веры в светлые идеалы. Поэтому в финале Лейтенант поступает так, как поступила бы его первая (светлая) половина, в то время как все еще была сильна вторая (темная). Это внутреннее противоречие, вынуждающее вести внутреннюю борьбу с самим собой, заставляет Лейтенанта буквально выть от собственной беспомощности и безучастного молчания Господа, предоставившего слабому человеку полную свободу в самоопределении. И хоть финал, который выбирает Феррара, достаточно сложно принять, именно с ним фильм приобретает особую смысловую наполненность и ценность как произведение духовной культуры. Именно этим финалом Феррара превращает антигероя в Иисуса нового времени. Как и библейский герой, он пострадал за грехи человечества. Но в отличие от сына Господня, герой Кейтеля - сын грешной Земли. И в этой связи Феррара выводит единственно возможную формулу того, как можно любить этот чертов мир. Ненавидя его и корчась от бессильной злобы в попытках выбрать единственно верный путь.





Previous post Next post
Up