год: 2002
страна: Russia
жанр: drama
режиссер: Valeri Todorovsky
в ролях: Oleg Yankovsky, Sergei Garmash
композитор: Aleksei Aigi
IMDb Rating: 7.0/10
Интересно, все-таки, как люди и фильмы находят друг друга. Помнится, был какой-то праздник, к нам приехали гости и привезли с собой фильм Любовник на видеокассете. Не знаем, говорят, что за кино, но вот купили по пути, вечером можно будет посмотреть. Большая ошибка. Досмотреть, конечно, досмотрели, но по комнатам после просмотра все расходились далеко не в праздничном настроении. Я тогда кино мало интересовался и Любовника смотрел одиним глазом, постоянно отвлекаясь на чай-кофе-туалет. Однако фильм зацепил. Несколько лет я периодически вспоминал о нем, потом бегал по городу в поисках диска и в конце концов, поборов жабу, купил его за какие-то нереальные деньги. С тех пор смотрел его несколько раз. Первые два просмотра на финальных кадрах умывался слезами, а потом уже стал поспокойнее воспринимать рассказанную в фильме историю. Даже юмор какой-то стал замечать в некоторых сценах. Сейчас это кино для меня одно из любимых. Я его не часто пересматриваю, но всякий раз, когда при мне ругают современный русский кинематограф, в качестве контраргумента у меня в памяти вспылывает название этой картины Валерия Тодоровского.
В фильме идет речь о профессоре лингвистики Чарышеве (Олег Янковский), который после смерти жены узнает, что та была ему не верна всю супружескую жизнь. Несколько раз в неделю она садилсь на трамвайчик и ехала пять остановок от дома мужа к дому любовника - отставного военного Ивана (Сергей Гармаш). По иронии судьбы два незнакомых человека оказываются связанными общим прошлым. Оба все потеряли и оба, сами того не ведая, сыграли друг для друга роль спасательного круга. Пусть и не надолго. Все это, конечно, в большей степени справедливо для героя Янковского. Удивительно, как жизнь, в общем-то, состоявшегося, уверенного в себе человека, мужчины может в один момент рухнуть, при этом содрав с себя все наносное. Причем не от внезапной потери любимого человека, а от беспомощности в ответе самому себе на простейший вопрос. 15 лет он жил, фактически, с чужим человеком и не замечал этого. Возможно, его равнодушие и эгоизм стали причной ее смерти? Самое страшное в том, что спросить обо всем этом уже некого.
Я мало смотрел фильмов Тодоровского, но думаю, что Любовник - лучшая из его картин. Фильм-праздник Стиляги вообще считаю позором для такого талантливого режиссера. Впрочем, Любовник ровно в такой же степени актерский фильм, как и режиссерский. Не известно, как бы все получилось, будь на месте Янковского и Гармаша другие актеры. Все потому, что Олег Янковский здесь играет, как Бог, а Сергей Гармаш его очень удачно дополняет. Со стороны Тодоровского здесь - хлопающая форточка, вечный квартирный ремонт и мотив одинокого трамвайчика. Все это очень органично обрамляет музыка от одного из лучших российских кинокомпозиторов Алексея Айги.