год: 1990-1991
страна: USA
жанр: crime, drama, fantasy, horror, mystery, romance, sci-fi, thriller
режиссер: David Lynch
в ролях: Kyle MacLachlan, Michael Ontkean, Mädchen Amick, Dana Ashbrook, Richard Beymer, Lara Flynn Boyle, Sherilyn Fenn, Warren Frost, Peggy Lipton, James Marshall, Everett McGill, Jack Nance, Joan Chen, Kimmy Robertson, Michael Horse, Piper Laurie, Harry Goaz, Eric DaRe, Wendy Robie, Ray Wise, Sheryl Lee, Russ Tamblyn, Don S. Davis, Chris Mulkey, Grace Zabriskie, Catherine E. Coulson, Ian Buchanan, Frank Silva, David Patrick Kelly, Miguel Ferrer, Heather Graham, Billy Zane, David Duchovny
композитор: Angelo Badalamenti
IMDb Rating: 9.4/10
Дэвид Линч - интуитивный режиссер. Он сам так себя охарактеризовал в одном из интервью, а в ответ на то, что многие считают его фильмы бессмысленными, ответил: "Не понимаю, зачем искать смысл в искусстве. Ведь все же как-то смирились с тем, что даже в жизни смысла нет". Это мудрое высказывание характеризует все творчество Линча и отлично подходит в качестве эпиграфа к небольшому рассказу об одном из самых значительных его произведений - культовом сериале Твин Пикс. Твин Пикс стал первым в своем роде телевизионным продуктом, шагнувшим далеко вперед за рамки традиционных представлений о сериалах. Здесь главное не в том, какие события происходят, а как, с чьим участием и в какой обстановке. При просмотре Твин Пикса лучше всего сразу отбросить в сторону все ожидания и просто получать удовольствие от трактовки загадочных образов, которые густым сиропом разлиты вокруг маленького провинциального городка, затерянного в лесах на границе с Канадой.
Дэвид Линч - мастер загадок и головоломок. С помощью них он давит на безотказно работающий рычаг в восприятии зрителя, испорченного просмотром мыльных опер. Образы, оформленные в неповторимом авторском стиле, адресованы режиссером прямиком в подсознаетльное. Вопрос "Кто убил Лору Палмер?" становится риторическим и отходит на десятый план уже в первой серии, когда один за другим начинают вываливаться скелеты из шкафов мирных граждан тихого городка. А дальше вся магия действа очень прочно опирается на непередаваемо теплую и умиротворяющую атмосферу глубинки, где "варится" множество оригинальных персонажей, фигуры которых Линч с ловкостью опытного шахматиста передвигает по черно-белой доске замысловатого сюжета. Начиная с той самой заставки (горы, водопад, дымящие трубы лесопилки, искры от заточного круга) под завораживающую басовую мелодию Анджело Бадаламенти и заканчивая завершающей сценой у зеркала, этот сериал искуссно играет со зрителем в кошки-мышки вплоть до сладкого изнеможения с примесью удовольствия от того, что тебя красиво обманули.
Из всего многообразия занятных персонажей в первую очередь хочется выделить хрестоматийную фигуру агента ФБР Дэйла Купера в исполнении Кайла МакЛоклена. Купер - идеалист, каких мало. Этот многогранный персонаж приковывает зрительское внимание и, по сути, становится неким стержнем, на котором держится сериал. Фирменный стиль Купера - черный костюм, влажные, идеально уложенные волосы, безупречная улыбка и диктофон, на который он без устали надиктовывает сиюминутные мысли. В Твин Пиксе Купер взаимодействует с местным шерифом-добряком по фамилии Труман. Оба этих героя идеально дополняют друг друга, их отношения постепенно сплетаются в ниточку крепкой мужской дружбы, которая тянется сквозь весь сериал. Купер сочетает в себе рассудительность настоящего профессионала, тактичность, чувство юмора и удивительную умиротворенность человека, который до мельчайших нюансов понимает свою роль и место в этом мире. Купер тяготеет к простым человеческим истинам. С морально-нравственной точки зрения он девственно чист. Он - ангел, посланный в Твин Пикс высшей силой. Именно ему предстоит пройти весь путь до конца, не раз проверив на прочность свои убеждения.
Но не единым Купером жив Твин Пикс. Здесь живет столько удивительных персонажей, что хватило бы на десяток сериалов. В полицейском участке, помимо шерифа, можно встретить его верного помощника - индейца-следопыта по имени Ястреб, милую секретаршу Люси и влюбленного в нее застенчивого Энди. В отеле Грэйт Нозерн заправляет интеллигентный до мозга костей миллионер Бенджамин Хорн. Там же можно столкнуться с его дочкой Одри (Шерилин Фенн), которая, на протяжении всего фильма вызывает к себе двойственное отношение. То же самое можно сказать о ее отце, да и вообще обо всех обитателях Твин Пикса. Неоднозначные характеры - это конек Дэвида Линча. Так например, демонический дальнобойщик Лио Джонсон ближе к концу сериала вызывает сочувствие, хотя это один из последних персонажей, который этого достоин. В Твин Пиксе наберется десятка два героев с интересными характеристиками. Перечислять всех поголовно нет большого смысла. Одни персонажи располагают к себе, вторые вызывают отвращение, третьи оставляют равнодушными (таких крайне мало), а все вместе образуют целый мир, который не хочется покидать, когда сериал заканчивается.
И кстати о концовке. Последние серии Твин Пикса берут реванш за относительно слабенькую (по сравнению с первым сезоном и сериалом вообще) середину второго сезона. Особенно это касается финального эпизода, срежиссированного самим Линчем. Психоделические шатания агента Купера по "черному вигваму" и закрывающая сцена с зеркалом лишь подверждают гениальность сериала и его создателя. Когда проходит стадия отрицания предложенного Линчем финала, понимаешь, что по-другому эта история закончиться не могла. Вернее, не должна была закончиться по-другому. Финальный аккорд из другого измерения, точка, переходящая в многоточие. Выбитая из-под ног почва и реальность вывернутая наизнанку. Шок и откровенная провокация - встречайте Дэвида Линча во всей красе. И в заключение небольшое напутствие тем, кому знакомство с сериалом еще только предстоит. Выберите спокойный вечер, приготовьте себе "чертовски хороший кофе", поудобнее устройтесь в кресле и просто начинайте смотреть Твин Пикс. Но на забывайте о том, что совы - не то, чем кажутся.