год: 1992
страна: USA
жанр: drama, western
режиссер: Clint Eastwood
в ролях: Clint Eastwood, Gene Hackman, Morgan Freeman
композитор: Lennie Niehaus
IMDb Rating: 8.3/10
Клинт Иствуд, конечно, страшный человек. Мы его все любим и уважаем, но разочарование от его оскароносного (О_о!) фильма, увенчанного самым размытым финалом, какой только можно придумать, никакой любовью не заглушить. Это понятно, конечно, что у Иствуда-режиссера реальность черно-бело-полосатая, добро с кулаками, а мир - говно по определению. Не даром от каждого его фильма ощущение, будто молотком по башке ударили. Но вот Непрощенный - это что вообще такое? По-моему, импотенция, а не вестерн. Не такая, конечно, запущенная, как у Эда Харриса с его Аппалузой, но от Клинта Иствуда (!) - опытного в этих делах дядьки - ждешь по крайней мере, что скучно не будет. А получается, что добрых полтора часа два старикана (черный и белый) в компании необстрелянного молокососа держат неблизкий путь, чтобы прикончить двух ублюдков. Не за просто так, естественно, - за 1000$, которые шлюхи городка Биг Виски обещали тем, кто отправит на тот свет уродов, надругавшихся над их соратницей. В этом городке есть еще шериф с садистскими наклонностями. Крайне противоречивый персонаж в исполнении Джина Хэкмена, но о нем не будем. О герое Моргана Фримана тоже лучше не вспоминать. Он там для мебели, к сожалению. Так вот, практически весь фильм герои очень скучно едут по прерии. При этом Клинт Иствуд много недосказывает о прошлом своего героя. Известно только, что раньше он был вообще зверюгой, убивал женщин и детей, поезда грабил, но теперь завязал. Развязать пришлось банально по денежной нужде. То есть где-то внутри он еще головорез и убийца, но пытается это в себе подавить, тем более, что кошмары не дают спать по ночам.
Этим душевным метаниям уделяется достаточно много времени, но ясности в образ, это не привносит. Также как и определенности в отношении зрителя к этому персонажу. Но хуже всего то, что Иствуд состряпал категроически неправильный финал. С той идеологией, которую весь фильм проповедовал его герой (никому нет прощения и далее в таком духе), ожидаемое окончание истории просто-таки разочаровывает. Создается ощущение, что режиссер все время держал курок своего пистолета взведенным, но так и не выстрелил, поставил многоточие вместо жирной красивой точки. В такой ситуации я запросто поверю (далее спойлеры), что в 2008-ом Клинт снял Гран Торино только затем, чтобы задним числом сделать то, на что почему-то не решился в Непрощенном - убить своего героя. Но ведь главное, что все-таки решился. А за это Клинту честь и хвала. Он ведь все равно наше все, несмотря ни на какие придирки. Впрочем, у фильма есть отдельные плюсы. В частности то, что Иствуд перевернул с ног на голову традиционное представление о вестерне, о распределении добра и зла между героями картин подобного рода. Здесь нет стопроцентных злодеев, точно как и рыцарей без страха и упрека. Все характеры в фильме до крайности противоречивы и, в общем-то, реалистичны. Кроме того, в фильме читается мысль о ценности человеческой жизни, герой Иствуда открытым текстом об этом говорит. Это тоже можно отнести к инновациям в жанре, так как чего-чего, а трупы в вестернах никогда не считали.