Простая формальность [Una pura formalità]

Jun 20, 2009 16:21






год: 1994
страна: Italy, France
жанр: crime, thriller
режиссер: Giuseppe Tornatore
в ролях: Gérard Depardieu, Roman Polanski, Sergio Rubini, Nicola Di Pinto, Tano Cimarosa
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 7.8/10

- Бог был бы прекрасный писателем, если бы ограничился описанием пейзажей.
- Господин инспектор, что мне записать?
- Мсье Онофф сказал, что бог - посредственный автор.

Простая формальность из тех фильмов, которые необходимо воспринимать с чистого листа. Поэтому, если вы не исключаете факта, что когда-либо посмотрите это кино, сделайте себе одолжение и не читайте ничего из написанного ниже. Любая информация о сюжете, либо впечатления посмотревших в данном конкретном случае только убавят вам удовольствие от просмотра шедевра Джузеппе Торнаторе.

Итак. Одной дождливой ночью полиция арестовывает грузного, вымокшего с головы до ног человека (Жерар Депардье), который шатался по грозовому лесу в полном одиночестве, а при встрече со стражами порядка не смог предъявить документов. Арестованного привозят в местный полицейский участок, крыша которого давно нуждается в ремонте, окутывают покрывалом, предлагают выпить горячего молока, но никаких обвинений не предъявляют, ссылаясь на то, что вот-вот должен приехать комиссар. Приезд комиссара (Роман Полански), однако, не вносит ясности в странное дело о задержании. Арестованный представлется известным писателем по имени Онофф и дает сбивчивые показания, не будучи в состоянии вспомнить, что делал два часа назад. С этого момента начинается изощренная интеллектуальная дуэль между героями Депардье и Полански. В этой дуэли не будет проигравших, а детективная составляющая фильма к большому удивлению зрителей в конце концов отступит на второй план перед неожиданно религиозным содержанием картины.

Если не брать в расчет финальный твист, который, безусловно, переворачивает восприятие фильма с ног на голову, стоит отдать должное сценарному и режиссерскому искусству Джузеппе Торнаторе, благодаря которым атмосфера тайны и недосказанности поддерживается вплоть до самых финальных титров. Практически все действие фильма разворачивается в пространстве, ограниченном стенами полицейского участка. Последовательность событий прошедшего дня, которую стараются восстановить герои фильма, должна дать ответ на два вопроса: первый - кто тот мертвец с обезображенным лицом, которого нашли близ дома Оноффа, и второй - причастен ли к убийству сам Онофф. Ответ окажется шокирующим для героя Депардье, комиссар же на пути к истине выступит в качестве проводника, который поможет измученному писателю вернуть утраченные воспоминания. При просмотре фильма постоянно приходится гадать, кто из героев не договаривает, кто держит в дураках собеседника, а заодно и доверчивого зрителя.

Чтобы подчеркнуть инфернальную суть происходящих событий, Торнаторе использует оригинальные ракурсы съемки, большое количество крупных планов и недюжий талант в обращении с монтажными ножницами. В конце концов даже то, что герой Полански просит называть себя Леонардо да Винчи, не кажется чем-то из ряда вон выходящим, учитывая то место, где работает комиссар. В целом, подход Торнаторе к освещению темы жизни после смерти можно признать очень удачным, даже несмотря на то, что он далеко не первый, кого взволновал столь интересный вопрос. Здесь все дело в трактовке таких понятий, как загробная жизнь, грех, рай, ад, чистилище, которая даже на фоне "Божественной комедии" Данте Алигьери выглядит если не оригинальной, то по крайней мере поданной свежо и не без авторской самоиронии.





Previous post Next post
Up