Однажды на Диком Западе [C'era una volta il West]

Apr 24, 2009 19:40






год: 1968
страна: Italy, USA
жанр: action, western
режиссер: Sergio Leone
в ролях: Henry Fonda, Claudia Cardinale, Jason Robards, Charles Bronson, Gabriele Ferzetti
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 8.8/10

У Серджио Леоне не очень обширная фильмография, но концентрация шедевров в списке его киноработ внушает священный трепет. Однажды на Диком Западе - предпоследний вестерн великого итальянца. Закончив "долларовую" трилогию, Леоне хотел было уже приниматься за съемки Однажды в Америке, но продюссеры встали в позу. Они не хотели выделять деньги на фильм о еврейской мафии, пока Леоне не снимет еще один вестерн. Таким вот образом шантаж привел к появлению на свет одного из лучших фильмов в мировом кино.

Как следует из названия, действие фильма порисходит на Диком Западе. Открывающая сцена фильма длится более десяти минут, и в ней весь Леоне. Трое стрелков ждут прибывающий поезд. Минимум слов, максимум крупных планов и напряжение в каждом кадре. В качестве музыкального сопровождения в этой сцене Леоне выбрал естественные звуки: стук каблуков, поскрипывание ржавого флюгера, назойливое жужжание мухи, не желающей покидать лицо одного из бандитов. Ожидание затягивается, время начинает течь все медленнее, но когда прибывает поезд и привозит с собой героя Чарльза Бронсона, ситуация быстро разряжается. По слухам на роли бандитов в открывающей сцене Леоне зазывал Клинта Иствуда, Ли Ван Клифа и Илая Уоллека - знаменитую троицу из фильма Хороший, плохой, злой. Но те, узнав, что экранного времени им отводится лишь десять минут, предпочли отказаться.

На мой взгляд это и хорошо, что Леоне не стал делать такую недвусмысленную отсылку к "долларовой" трилогии. Однажды на Диком Западе он снял немного в другом ключе. Прежде всего бросается в глаза чрезывачайная медлительность фильма. Немногословные, почти статичные сцены длятся по нескольку минут. Крупные планы сменяют друг друга так редко, что успеваешь разглядеть каждую морщинку, каждый шрам на лице героев. Леоне всегда подбирал фактурные лица для своих фильмов. И эта картина исключением не стала. Взять хотя бы Чарльза Бронсона. Он ведь не бог весть, какой актер, но в этом фильме стопроцентно на своем месте. Этакий человек-загадка. Личность, прошлое и цели которого весь фильм находятся под завесой тайны.

Центральный персонаж номер два - благородный бандит и уставший от жизни философ Шайенн (Джейсон Робардс). Очень приятный герой. Особое удовольствие доставлют его разговоры с Клаудией Кардинале, которая за свое участие в фильме должна благодарить Бернардо Бертолуччи. Он как соавтор сценария убедил Леоне, что в фильме должен быть женский персонаж. У Кардинале получился замечательный образ. Сильная, красивая женщина, вставшая на пути дельца Мортона (Габриэле Ферцетти), чья железная дорога должна пройти по территории ее владений. Для устранения "препятствия" Мортон нанимает лучшего на Диком Западе стрелка. Звут его Фрэнк, и в его роли настолько хорош голубоглазый Генри Фонда, что лишь ради него стоит все бросить и бежать смотреть это кино. "Хороший парень" американского кино отыгрывает подлеца так, что челюсть сводит от неприятия к его герою. Начиная с его первого появления и заканчивая знаменитой дуэлью с Гармоникой, Фрэнк являет собой удивтиельный сплав коварства, подлости, кошачей грации и необъяснимого обаяния.

Финальный флэшбэк с героем Фонды - это вообще блеск. Это верх режиссуры и сценарного мастерства - начать подводить зрителя к развязке постепенно, шаг за шагом, чтобы в финале, в кульминационной сцене дуэли вывалить на раз-два-три все карты на стол, и чтобы дух захватило от того, в какой гармонии сливаются сюжет, белозубая улбыка Фонды, большие, крупным планом взятые галаза Гармоники и, конечно, музыка Эннио Морриконе, который традиционно выдавал для Леоне гениальнейшие партитуры. Здесь же нельзя не вспомнить и о Хансе Циммере, который ничтоже сумняшись позаимствовал у Морриконе несколько характерных музыкальных придумок для саундтрека к третьему фильму о "карибских" пиратах.

Если в Хорошем, плохом, злом поиски сокровищ разворачиваются на фоне гражданской войны между Севером и Югом, то в этом фильме общий фон не менее эпический и не менее значим для сюжета, чем противостояние трех стрелков с железными нервами. Сыр бор вокруг участка земли, принадлежащего героине Клаудии Кардинале, - всего лишь песчинка в круговороте событий, происходивших на Диком Западе в годы его активного освоения. Строительство железных дорог, рост городов - новая жизнь, люди и техника постепенно вторгались на территорию грязных трактиров и немногословных мачо, готовых по первому требованию предъявлять свой шестизарядный аргумент. Этот конфликт и одновременно преемственность "старого" и "нового" Леоне очень хорошо обозначил в концовке, когда Клаудиа Кардинале выходит на улицу, чтобы напоить рабочих, а Гармоника уезжает прочь, не найдя для себя места в этом новом, полном возможностей и надежд мире.




Previous post Next post
Up