Дни жатвы [Days of Heaven]

Apr 10, 2009 11:35






год: 1978
страна: USA
жанр: drama, romance
режиссер: Terrence Malick
в ролях: Richard Gere, Brooke Adams, Sam Shepard
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 8.0/10

Билл (Ричард Гир) вместе с подругой Эбби и ее сестрой отправляется в Техас, чтобы работать на сборе урожая там, где вокруг одинокого особняка раскинулось бескрайнее поле, волнуемой ветром пшеницы. Фермер, на чьей земле им предстоит трудиться, - скучающий мужчина средних лет, одинокий и, по заверениям врачей, смертельно больной человек. Он начинает ухаживать за Эбби и, когда сезон работ заканичвается, предлагает остаться с ним. Она же выдвигает условие - "брат" и сестра тоже остаются. Билл, которому удается случайно подслушать страшный диагноз фермера, оказывается не против такого расклада. Еда, крыша над головой, а взамен всего-то нужно сыграть роль брата той, которую любишь. Тем более, что фермер должен скоро приказать долго жить. Но будучи уверенным в своих чувствах, он переоценил привязанность к нему Эбби. Наблюдая, как она счастлива с фермером, как любовь ее постепенно переходит к другому, Билл понимает, что не сможет долго мириться со своим положением.

Начиная с Дней жатвы, Терренс Малик снимает созерцательное кино. Очень красивое, медленное, с закадровым голосом, озвучивающим пространные мысли то ли героев, то ли самого Малика. Создается ощущение, что режиссер садится в позу лотоса и начинает медитировать, наблюдая, как поток времени проносится мимо него, и только природа остается вечной, неизменной, свысока наблюдающей за всем, что творится в непостоянном мире людей. Малик - певец природы. Он любуется ею, восхищается ее непостижимой мудростью и спокойствием. Этот фильм можно сравнить с поэтическим шедевром, в котором рифма уступает место завораживающей красоте картинки. История любви, ненависти, одиночества для режиссера явно на втором месте. Поэтому люди на фоне природных крастот хоть и выглядят гармонично, тем не менее вызывают не больше эмоций, чем пролетающая в кадре птица или черный силуэт пугала на фоне багрового заката.

В какой то степени Малика можно сравнить с Серджио Леоне. У обоих в фильмографии катастрофически мало картин, и оба в своих фильмах тяготеют к размеренному повествованию. Терренс Малик, как и Леоне, искуссно владеет культурой лица. Даже второстепенные персонажи в Днях жатвы обращают на себя внимание. В каждом из лиц Малик находит что-то особенное, любуется несовершенством человеческой красоты. Жаль только, что в отношении характеров кино получилось мертвым, не вызывающим эмоций. Ни положительных, ни отрицательных. После просмотра сложно вспомнить что-то большее, кроме прекрасной операторской работы и того, что Александр Деспла свистнул для Бенджамина Баттона музыку Эннио Морриконе. Впрочем, в широких кругах фильм считается классикой, шедевром мирового кино. Наверно, это так и есть. Важно лишь знать перед просмотром, что Терренс Малик очень своеобразный режиссер.





Previous post Next post
Up