За пригоршню долларов [Per un pugno di dollari]

Apr 02, 2009 22:44






год: 1964
страна: Italy, Spain, West Germany
жанр: action, western
режиссер: Sergio Leone
в ролях: Clint Eastwood, Marianne Koch, Gian Maria Volontè
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 8.0/10

Стрельба есть передача мыслей на расстоянии. (Дон-Аминандо)

Многие сходятся во мнении, что, сняв За пригоршню долларов, Серджио Леоне стал родоначальником нового стиля в одном из самых статичных и предсказуемых жанров кинематографа. Конечно вестерны снимали в Италии и до Леоне, но первым подобным фильмом, получившим международный прокат, стала именно эта картина. Более того, с этого фильма началось возрождение жанра вестерна, от которого ко второй половине 70-х годов уже прилично смердило, как от покойника.

За пригоршню долларов - это римейк знаменитого фильма Телохранитель японского режиссера Акиры Куросавы, который, кстати говоря, неплохо заработал на фильме Леоне, подав на последнего в суд за нарушение авторских прав. Впрочем, художественной ценности фильма Леоне это обстоятельство никак не отменяет. Леоне не просто перенес сюжет японского мастера на засушливые мексиканские просторы, но и на пару с Клинтом Иствудом создал новый тип героя, а также задал вектор, в направленни которого двигалась его режиссерская мысль в последующие годы.

Сюжет таков. В небольшой мексиканский городок Сан Мигель приезжает незнакомец. Зовут его Джо. Впоследствии этот герой Клинта Иствуда станет известен как Человек без имени, Мэнко (Левша) или Блондин. Он немногословен, скрытен и имеет целью заработать денег. Его целям благоприятствует сложившаяся в городе криминальная ситуация. Две воинствующие группировки - Рохосы и Бакстеры - живут в разных частях городка на расстоянии прямой видимости друг от друга и никак не могут поделить власть. "Рохосы слева, Бакстеры справа, а я посередине", - говорит наш герой и приступает к выполнению своего коварного плана.

Фильм очень походит на некую театральную постановку, в которой соблюдено единство времени и места. В качестве декораций - полуразрушенные мексиканские трущобы, в качестве главного героя - этакий Фигаро, который летает пулей между воюющими кланами, а попутно умудряется спасти от рабства семейную пару с ребенком и при этом нагрузить карман не одной пригоршней долларов. В фильме чувствуется некая сюжетная условность, а в некоторых местах и натянутость. С чего, скажем, головорезам, перестрелявшим несколько десятков солдат, бояться какого-то расследования? Но эту и несколько других мелочей легко списать на правила игры, которую предлагает нам Леоне.

Самая главная ценность картины даже не в сюжете, а то, в каком неповторимом аудиовизуальном стиле Леоне решает свой фильм. Уже здесь можно заметить характерные черты неповторимого почерка Леоне. Обилие крупных планов, неожиданные ракурсы, похожий в своем пончо на матадора Клинт Иствуд и, конечно, знаменитые сцены молчаливых дуэлей под шикарный саундтрек Эннио Морриконе. Финальная же дуэль - это уже настоящая классика. Силуэт Иствуда, проступающий сквозь непроглядную завесу поднятой взрывом пыли, и кусок стали на груди в качестве бронижилета. Последняя находка, как мы все хорошо помним, очень здорово обыграна в приключениях Марти МакФлая на Диком Западе.



Previous post Next post
Up