год: 1988
страна: Italy, France
жанр: comedy, drama, romance
режиссер: Giuseppe Tornatore
в ролях: Philippe Noiret, Jacques Perrin, Salvatore Cascio, Marco Leonardi, Leopoldo Trieste, Tano Cimarosa, Brigitte Fossey, Nicola Di Pinto
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 8.4/10
Новый кинотеатр "Парадизо" - это великий фильм. Одна из последних картин "докризисного" периода в итальянском кинематографе, получившая в начале 90-ых годов множество призов на международных кинофетивалях, в том числе и премию Оскар как лучший иностранный фильм. Это второй и на сегодняшний день лучший фильм замечательного режиссера Джузеппе Торнаторе. Фильм по праву находится в сокровищнице мирового кинематографа. Множество людей уже признались и еще будут признаваться в любви к этому вневрененному шедевру. И поверьте, я ничуть не перехвалил и не злоупотребил эпитетами. Это действительно один из лучших фильмов, что я видел в жизни. И мой сдержанный отзыв имеет целью вовсе не кртитический анализ этого прекрасного произведения. В нем я лишь выражаю слабую надежду на то, что после этого отзыва в числе видевших это кино прибавится хотя бы несколько человек.
Детство. Послевоенная Италия. Маленький Сальваторе (Сальваторе Кашо) - Тото, как ласково называют его взрослые, - живет вместе с матерью и сестрой в одном из провинциальных городков. Местный кинотеатр, киномехаником в котором трудится стареющий Альфредо (Филипп Нуаре), - единственное развлечение для бедных жителей городка. В репертуаре кинотеатра черно-белое кино: Джон Уэйн, Лукино Висконти, Чарли Чаплин. Для Альфредо кино - нечто большее, чем просто работа. Это почувствовал и Сальваторе, когда тайком пробрался на один из сеансов во время "специального" показа фильмов для местного священника. Сальваторе еще не понимает, чем для него в жизни станет кинематограф, он смеется, когда видит на экране страстный поцелуй, но его уже тянет к черно-белым слайдам, к большим мерцающим картинкам и, конечно, к Альфредо, мудрому Альфредо, который заменит для мальчика погибшего на фронте отца.
Юность. Сальваторе уже почти взрослый. Он сам стал киномехаником, мастером в своем деле. Альфредо научил его всему, что знал сам. Время течет, кино стало цветным, появился звук, а телевидение постепенно становится конкурентом того кинематографа, каким его всю жизнь знал Альфредо. Но для жителей городка кинотеатр Парадизо, пусть и обновленный, остался тем родным местом, где всем можно собраться, от души посмеяться, поплакать, словом, ощутить то единство, которого не найдешь сидя дома перед телевизором. Волшебство еще не ушло прочь по электрическим проводам. Волшебство появилось и в жизни Сальваторе. Первая, по-настоящему сильная любовь к прекрасной девушке с белыми волосами и большими голубыми глазами. Короткое счастливое лето, а после долгая разлука. На тридцать лет. Навсегда...
Зрелость. Сальваторе спустя тридцать лет возращается в родной городок. Возвращается уже другим человеком, успешным кинорежисером. Он состоялся профессионально, посвятил жизнь кинематографу, но так и не смог забыть ту белокурую девушку, с которой разлучила его судьба (судьба ли?). Всю жизнь Сальваторе бежал от воспоминаний, и вот спустя много лет он возвращается к старой матери, которая ни в чем его не винит. Винит себя сам Сальваторе. За то, что должен был сделать и не сделал. За то, что не был рядом с теми, с кем должен был быть. Воспоминания охватывают Сальваторе и пронзительная безысходная грусть холодными руками сжимает его на минуту ожившее сердце. И нет уже рядом Альфредо, лишь только старый подготовленный под снос кинотеатр смотрит на Сальваторе пустыми глазницами окон. Пытается напомнить взрослому Сальваторе о маленьком Тото, который бегал по ступенькам этого кинотеатра и смотрел широко открытыми глазами, как Альфредо заряжает в пленку в старенький проектор. Время безвозвратно ушло. Состарился кинотеатр, состарились работавшие в нем люди. Состарился и Сальваторе.
Этот фильм так же мудр, как и сама жизнь. Смотришь его и видишь себя. Свое детство и юность. Чувствуешь то, что чувствовал тогда. А потом и то, что будешь чувствовать, когда станешь старше. Великая музыка Эннио Морриконе подхватывает и несет тебя по волнам памяти. Маленький Тото, засыпавший на церковной службе, красивый молодой Сальваторе, встреитивший первую любовь, а потом и знаменитый кинорежиссер, возвратившийся в родные места с присыпанной пеплом головой и потухшими глазами. Разговор с матерью, встреча с той, которую любил, - все это выворачивает душу и вместе с тем заставляет чувствовать жизнь каждой клеточкой тела. И когда в финале Сальваторе... Нет, об этой концовке нельзя говорить. О ней можно только шептать со слезами на глазах. Этот фильм явил собой самое интимное, искреннее и проникновенное признание в любви к кинематографу. Торнаторе влюблен в кино. Влюблены и герои его фильма. Кино красной нитью проходит через всю жизнь Сальваторе. Но все же нельзя не согласиться со словами мудрого Альфредо, что жизнь сложнее и интереснее любого фильма. В кинотеатре можно найти пристанище для души. Но кино лечит лишь временно, оно лишь приглушает боль, лекарство от которой можно найти только за пределами кинозала.