год: 2008
страна: USA
жанр: action, drama, thriller
режиссер: Clint Eastwood
в ролях: Clint Eastwood, Christopher Carley, Bee Vang, Brian Haley, Geraldine Hughes, Brian Howe, John Carroll Lynch
композитор: Kyle Eastwood, Michael Stevens
IMDb Rating: 8.3/10
Один из лучших, если не лучший, фильм 2008 года. Размышляя над Гран Торино после просмотра, мне пришли в голову две мысли. Во-первых, совершенно не хочется ничего об этой картине писать, рассказывать о ней и уж тем более обсуждать с кем-нибудь ее достоинства и недостатки. Во-вторых, мне удалось для себя более-менее определить специфику фильмов, которые снимает Клинт Иствуд. В основном, это заключение касается последних картин, так как мне сложно похвастаться доскональным знанием творчества этого прекрасного человека. Что касается первого пункта, Гран Торино настолько самодостаточное произведение, с простыми, старыми, как мир, но актуальными, как никогда, идеями, что любое обсуждение так или иначе скатится к извечному конфликту поколений. Поэтому либо вы это кино для себя приниаете, либо его посыл умирает, так и не достигнув цели. Дело в том, что это кино, будто бы, выше всех споров и размахиваний руками. Против него не попрешь с банальным "понравилось - не понравилось". Мне даже кажется, что "понравилось" - это не то, слово, которое следует употреблять, если фильм зацепил. Гран Торино просто есть, как воздух, которым мы дышим или земля, по которой ходим. Мы не говорим, что нам эти вещи нравятся, но и жить без них не получается. Так и с новым фильмом Иствуда. В нем заложены до боли простые и старые, как мир, истины, с которыми в принципе нельзя быть несогласным. Но от банального вещания идей добра в толпу невежд Иствуда спасает отсутствие поучительства. Чтобы посмотреть Гран Торино, выдержать его монотонный темп повествования и сделать об увиденном выводы, нужно изрядно потрудиться. Нужно поработать над собой. Иствуд не преподносит мораль на блюдечке, она зарыта где-то там, в глубине противоречивой сущности Уолта Ковальски (Клинт Иствуд) - человека, для которого добро и зло существуют точно также, как черное и белое.
Пересказывать сюжеты, завязки и синопсисы дело неблагодарное, а особенно, если речь идет о фильмах Клинта Иствуда. В сжатом пересказе никак нельзя передать то единение и, будто бы, совершенно невозможное душевное родство, которое возникает между зрителем и суровым ветераном корейской войны. Поэтому остается лишь написать о внутренних, сугубо личных и крайне субъективнх ощущениях от фильма. Самое поразительное в том, что душевное родство между Ковальски и зрителем, все-таки, возникает. Иствуд уделяет очень много экранного времени, чтобы дать нам возможность хоть краем глаза увидеть за суровой внешностью грубияна человека страдающего, одинокого, загнанного в угол и старающегося изо всех сил обороняться от всего, что несет в его жизнь окружающий мир. Но он не слабый человек. Далеко не слабый. Просто он привык решать свои проблемы в одиночку. Попытки изменить мир уже давно уступили место желанию жить спокойной жизнью. Но когда Уолт отгородился от мира, это стало началом новой войны. И теперь так много зависит от того, как мудро ты поступишь, если на одной чаше весов твоя жизнь, а на другой пусть и крохотный, но шанс оставить после себя частицу добра в этом мире. И боже, какой гениальный финал у этого фильма! Его невозможно понять. Его можно только принять, перед этим пройдя через отрицание и другие стадии, через которые проходит человек, узнавший, что скоро умрет. Уолт Ковальски заканчивает борьбу с гордо поднятой головой и самым мудрым решением, которое только возможно принять. Этим поступком он одержал самую главную победу в своей жизни. И пусть эту победу оценит лишь один человек. Тот, которому Ковальски отсавил частичку себя - сверкающую Гран Торино 1972 года выпуска. А мы будем думать об этом фильме, о Уолтере Ковальски и благодарить Клинта Иствуда за то, что он есть на свете и что нам посчастливилось быть современниками этого влюбленного в жизнь и кино человека.
А на последок о песне... Она звучит в финальных титрах фильма и кажется, что заполняет собой все окружающее пространство, проникает в сердце и душу. Под редкие фортепианные аккорды сначала Клинт Иствуд хриплым, но таким притяным голосом, а затем английский джазмэн Джейми Куллум затягивают одну из самых красивых и грустных песен, что мне доводилось слышать. И она так органична в этом фильме, так тонко и пронзительно подчеркивает и без того эмоциональный финал, что сдерживать слезы нет никакой возможности. Это идеальное, в высшей степени гениальное кино, за которое низкий поклон одному единственному человеку. Он талантлив, умен, красив, на него нельзя смотреть без восхищения. Он - Клинт Иствуд, и этим все сказано.