Сегодня мы вспомним об одном из самых ярких финских режиссёров, о человеке, который смог покорить Европу своими нестандартными, авторскими лентами. Его имя Аки Каурисмяки.
Аки Каурисмяки родился в 1957 году в маленьком финском городке Ориматтила. Отец Аки занимался коммерцией, и его работа была связана с постоянными разъездами. Семья часто переезжала с места на место, и Аки не успевал наладить крепкую дружбу с одноклассниками. Главной страстью маленького Каурисмяки были книги. Читать он начал рано, с четырёх лет и, уже учась в школе, нередко прогуливал уроки, чтобы в это время прочитать очередную книгу, взятую в школьной же библиотеке. После получения аттестата о среднем образовании в городке Канкаанпяя, Аки всерьёз начал интересоваться миром кинематографа. Он смотрел по 5-6 фильмов каждый день, восхищался лентами Годара, Бунюэля и Одзу. Однако поступить в киношколу ему не удалось из-за излишнего цинизма, проявленного во время устных экзаменов.
Отучившись два года в университете Тампере на факультете журналистики, Аки бросил учёбу, собрал вещи и уехал покорять столицу. В Хельсинки ему довелось поработать грузчиком, рабочим на стройке, почтальоном, художником, журналистом и даже мойщиком посуды. В возрасте 24 лет, Аки со своим братом Микой основали собственную кинокомпанию. Сначала Аки написал несколько сценариев для брата, а после и сам взялся на режиссуру, сняв экранизацию произведения Достоевского “Преступление и наказание”. Этот фильм имел очень большой успех в Финляндии, после чего Каурисмяки снял ещё несколько картин, на которые обратили внимание европейские критики.
“Всегда кажется, что прекрасное - это где-то очень далеко. У Терри Гилльяма, Мела Брукса, русских писателей Ильфа и Петрова прекрасное - это Бразилия. У меня была Португалия - самая отдаленная от Финляндии европейская страна. Так легко себе представить, что именно там тебя ждет счастье.”
Аки Каурисмяки чаще всего снимает фильмы про отверженных, нищих, непристроенных и неустроенных персонажей, которых некоторые называют неудачниками, а другие искренне считают самыми обычными людьми. Режиссёр и сам такой: человек из низов, который никогда не отличался стремлением попасть в высшее общество. Каурисмяки искренне презирает Голливуд, утверждая, что это мёртвая змея, чей хвост ещё движется. Тот единственный случай, когда Каурисмяки пошёл на компромисс и отдал свою картину “Человек без прошлого” оскаровскому комитету, до сих пор гложет режиссёра, который ненавидит себя за этот поступок. Он считает, что его недостаточно оправдывает тот факт, что во время вручения Оскара, Аки ловил в Финляндии рыбу.
“Нынешних молодых режиссёров больше всего волнует не форма и не содержание, а фрак для «Оскара». Они хотят делать плохие фильмы, которые притворяются хорошими. Лично я предпочитаю откровенно плохое кино.”
И в личной жизни и в работе Каурисмяки всегда отличался твёрдым характером и невероятным консерватизмом. Он один из тех немногих режиссёров, которые так и не перешли на цифровое изображение. Аки считает, что за технику прячутся те, кому и сказать то нечего, поэтому сам он до сих пор остаётся верен своей старенькой камере. Политические пристрастия Каурисмяки также не отличаются стремлением к чему-то новому. Режиссёр прожил первые 25 лет своей жизни в стране под управлением президента Кекконена и проявлял к нему всяческое уважение, которого не дождался ни один из последующих глав государства. К примеру, Каурисмяки отказался от приглашения президента Ахтисаари прийти на праздник в президентский дворец, сославшись на хоккейный матч по телевизору.
“Я очень близок к насилию, когда при мне говорят, что человек - единственное существо, умеющее улыбаться. Я видел, как улыбаются птицы. И пусть для городского человека это звучит дико, но такой скромной улыбки, как у лося, я вообще ни у кого не встречал.”
Аки Каурисмяки большой поклонник финской рок-музыки и любит заявить, что является руководителем “самой громкой и худшей рок-группы в истории”. Речь идёт о вымышленном коллективе “Ленинградские ковбои”, о похождениях которого Каурисмяки снял два полнометражных фильма и несколько коротких зарисовок. На самом деле, задействованные в съёмках актёры, действительно являются музыкантами финской группы под названием “Sleepy Sleepers”, которая выступала на всяких затрапезных площадках, где их и приметил режиссёр.
Несмотря на то, что Аки Каурисмяки обладает русскими корнями, его недалёкие предки носили фамилию Кузьмины, а родители познакомились в Выборге, сам режиссёр практически не говорит по-русски. Его знания ограничиваются лишь одной фразой: “В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжёлой”.
Самый богатый улов наград Каурисмяки удалось собрать с фильмом “Человек без прошлого”. Это и упомянутая уже номинация на Оскар, и приз за лучший фильм года на фестивале Сан-Себастьян и, что самое главное, Большой приз жюри Каннского кинофестиваля, возглавляемого Дэвидом Линчем. Награды в Каннах также получали и такие картины, как “Вдаль уплывают облака” и “Гавр”. Также творчество финского режиссёра очень любят в Германии - он не раз получал различные призы на Берлинском кинофестивале.
“Предел моих нынешних амбиций - это найти в лесу прекрасный белый гриб.”
<<Список всех выпусков рубрики>>