У великого советского режиссёра Андрея Тарковского и культового шведского постановщика Ингмара Бергмана много общего. Оба стали иконами авторского кино, оба были фанатиками мира кинематографа, оба снимали фильмы на пустынном шведском острове Форё и восторженно отзывались друг о друге. Сегодня мы попробуем сравнить, пожалуй, два самых знаковых фильма в их карьере, в каждом из которых так или иначе затрагивается тема веры в Бога: это лента “Андрей Рублёв” и картина “Седьмая печать”.
В начале 50-х известный шведский режиссёр Ингмар Бергман работал в театре небольшого города Мальмё, где поставил одноактовую пьесу под названием “Роспись по дереву”. В ней рассказывалось о XIV веке и о рыцаре Антониусе Блоке, который вместе со своим оруженосцем после десяти лет крестовых походов возвращался в родную Швецию. По пути домой он начинает шахматную партию с материальным воплощением самой Смерти, а также пытается выяснить ответы на сакральные вопросы о существовании Бога и Дьявола. Этот сюжет так понравился Бергману, что вскоре он переделал пьесу в сценарий для киноленты. Однако, несмотря на достойный послужной список режиссёра, большинство студий отвергали сценарий “Седьмой печати”. Лишь после нескольких серьёзных правок сюжета, и получения одной из наград Каннского кинофестиваля за картину “Улыбки летней ночи”, Бергману удалось найти себе партнёров для съёмок ленты “Седьмая печать”, да и то на весьма скромных условиях. Одна из шведских студий предложила ему производственный график, ограниченный 35-ю днями, и всего лишь 150 тысяч долларов на реализацию столь сложной идеи. Тем не менее, Бергман согласился.
Сценарий под названием “Страсти по Андрею” Тарковский написал ещё в начале 60-х вместе со своим другом и коллегой Андреем Кончаловским. В нём рассказывались истории об известном иконописце Андрее Рублёве, который жил и творил в начале XV века. Глазами главного героя показаны страшные эпизоды того времени, которые рисуют мрачную картину Средневековой Руси через призму духовной и религиозной традиции. Тарковский и Кончаловский понимали, что такой сценарий вряд ли будет одобрен партийным руководством, поэтому провернули хитрый трюк: опубликовали текст в одной из советских газет. По невнимательности пропустив это в печать, чиновники уже не могли отвертеться и дали фильму зелёный свет, хотя, конечно, денег на него было выделено крайне мало, почти в 250 раз меньше, чем, например, на “Войну и мир” Сергея Бондарчука. Однако многие были согласны работать с Тарковским фактически бесплатно, так как своим фильмом “Иваново детство” он уже успел завоевать себе славу одного из самых одарённых режиссёров в истории отечественного кинематографа.
Для съёмок в фильме “Седьмая печать” Ингмар Бергман привлёк несколько актёров, которые играли в предшествующем ему спектакле “Резьба по дереву”, в том числе это был Гуннар Бьёорнстрад, сыгравший оруженосца главного героя, которого в свою очередь сыграл молодой, перспективный театральный актёр Макс фон Сюдов. В связи с ограниченным бюджетом, съёмки велись в основном в студийных павильонах в городе Сольна, и только две самые важные сцены были сняты в натуральных пейзажах: первая встреча Рыцаря и Смерти на берегу моря и финальный эпизод с плясками потустороннего посланца на холме.
В противовес своему шведскому коллеге, Андрей Тарковский снимал почти все сцены “Андрея Рублёва” в аутентичных локациях: в Пскове, Изборске, Печорах, Суздале. Конечно, небольшой бюджет скорректировал многие планы режиссёра, и заставлял его порой идти на рискованные с точки зрения безопасности трюки. Так, например, снимая сцену пожара в церкви, команда Тарковского ненароком подожгла храм по-настоящему. К тому же долгое время потом ходили слухи о том, что во время создания этой сцены в огне погибла живая корова. Также из-за нехватки материальных средств Тарковский не стал включать в фильм запланированную по сценарию новеллу о Куликовской битве.
В момент своего выхода на широкие экраны лента “Седьмая печать” получила в основном положительные отзывы критиков, хотя определённые недостатки в ней всё же отыскивались. Однако чем больше времени проходило с момента релиза, тем больше этот фильм воспринимался всеми как безусловный шедевр кинематографа. Закончилось всё Особым призом жюри Каннского кинофестиваля и званием одного из 45 лучших религиозных фильмов по версии Ватикана.
Тарковский после завершения съёмок “Андрея Рублёва” подвергся жестокой критики со стороны партийного руководство. Режиссёра обвиняли во всех грехах, начиная от русофобства, заканчивая незнанием истории государства, фильм заставляли переделывать ещё и ещё, чтобы в конечном итоге положить его на полку. Спасло ситуацию то, что о картине прослышали в Каннах, и окольными путями получили разрешение показать её на фестивале вне конкурса. Успех был столь велик, что картину всё-таки пришлось выпустить в прокат в нескольких маленьких кинотеатрах Москвы, но не более того. На данный момент “Андрей Рублёв”, безусловно, считается одним из лучших фильмов в истории отечественного кинематографа.
А какой из этих фильмов больше нравится вам?
P.S. А в первом выпуске рубрики в новом 2017-м году мы узнаем актёр какого американского сериала смог скрыть от продюсеров своё смертельное заболевание и почему Константину Хабенскому некоторое время пришлось спать в одежде.
<<Все выпуски рубрики>>