Две исторические книги

Nov 28, 2015 20:17


Подсел в этом году на серию познавательных радио передач "Всё так" на "Эхо Москвы", которые создаёт Наталья Ивановна Басовская - медиевист, доктор исторических наук. Помогает ей обычно главный редактор "Эха" Венедиктов или кто-то другой из работающих на радио историков. Они берут какую-нибудь историческую персону (руководствуясь всего двумя ограничениями: а) не наш; б) родился до XX века) и 50 минут рассказывают его (или её) биографию с привязкой к историческому контексту. Иногда одной передачи оказывается недостаточно, и по какому-либо персонажу делают две (а про Наполеона было аж четыре). Вы не представляете, как это интересно, и сколько нового я узнал. А поскольку аппетит просыпается во время еды, я стал посматривать на художественные книги и на фильмы, поэтому что-то историческое в ближайшее время начнёт проскакивать в моих постах. Вот, например, две книги прочитал.


Название: "Камо Грядеши"
Автор: Генрик Сенкевич
Год выхода: 1896

Синопсис: Древний Рим, 1 век н.э. Время правления жестокого, тщеславного и глуповатого императора Нерона. В книге рассказывается драматичная, любовная история между полководцем Марком Виницием и пленённой дочерью лигийского царя Лигией, протекающая на фоне чудовищных событий: разрушительного пожара в Риме и жестоких гонений первых христиан.

История написания: "В кратчайшие сроки роман (...) принёс писателю мировую славу. Громадный успех романа во многом способствовал присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе. Всего роман был переведён более чем на 50 языков, в том числе на арабский и японский. Для многих языков роман «Quo vadis» остаётся единственным переведённым произведением Сенкевича." из Википедии.

Моё мнение: Эпичный роман, конечно. Здесь во всей красе представлен "великий артист" Нерон и его политика поспешных, необдуманных решений, продиктованных мотивами тщеславия и эгоизма. Книга долго раскачивается, первая её половина привлекает внимание не столько главными действующими лицами, сколько персонажем Петрония - дядей Марк и Нероновским "советником по стилю". Шикарный, ироничный, тонкий персонаж. Зато во второй половине, с момента пожара, начинаются такие события, что аж прямо "ух". Картины расправы над христианами поражают воображение своей жестокостью и бессмысленностью. Классно раскрывается линия с древним сыщиком, греком Хилоном, который дважды меняется в глазах читателей. Очень ёмко и выпукло показаны все стороны зарождающегося в те времена течения христиан: во что они верят, как они живут, кто такие Пётр и Павел. Одним словом, мне роман понравился, особенно вторая его половина. Не зря его любят и ценят до сих пор.

Оценка: 8 из 10


Название: "Лже-Нерон"
Автор: Лион Фейхтвангер
Год выхода: 1936

Синопсис: Восточные границы Великой Римской Империи, 1 век н.э. Прошло 13 лет со дня смерти Нерона. Римом правит император Тит, который ведёт пассивно-разрушительную политику против Востока. Восточно-римский деятель Варрон из личных мотивов и из желания соединить Восток с Западом решается на опасную авантюру: выдать горшечника Теренция за чудом выжившего Нерона, воспользовавшись их невероятным сходством. Римский губернатор этих областей Цейон в бешенстве, но он не в силах противостоять народному мнению. Разгорается крупный политический скандал...

Моё мнение: Немецкий писатель Лион Фейхтвангер заложил в свою книгу "Лже-Нерон" едкую сатиру и иронию, направленную против современной автору нацистской Германии середины 30-х годов. Фейхтвангер тогда ещё конечно не знал, чем всё это закончится и поэтому выбрал для исторической параллели именно эти события, хотя, конечно, Лже-Нерон Теренций закончил свою жизнь совсем не так ярко и разрушительно, как Гитлер.

Впрочем, даже без поиска метафор и аллегорий (А их здесь очень много, из самых явных - Гитлер, Геббельс и Геринг), книга всё равно производит очень сильное впечатление. Это отлично написанное пособие по политическим играм, восточным хитростям и психологическим портретам. Как тонко ведёт свою борьбу Варрон, постоянно переигрывая давнего противника Цейона, какие мощные образы представляют собой раб Кнопс, дорвавшийся до власти, и капитан Требон с его известным всему миру "жирным" смехом, какие черти водятся в душе бывшего горшечника Теренция. А концовка, конечно, очень мощная! Как итог: отличная, глубокая, легко читаемая книга, упор в которой сделан на те человеческие качества, которые со временем нисколько не изменились.

Оценка: 9 из 10

<<Обзоры на другие книги>>

Генрик Сенкевич, Книги, Лион Фейхтвангер

Previous post Next post
Up