Сегодня мы поговорим о человеке, чьи фильмы задают зрителям миллион вопросов, но не дают ответов, о режиссёре, который обладает действительно оригинальным видением мира и творческим почерком, о сценаристе, который заставил своих поклонников поверить, что “совы совсем не то, чем они кажутся”. Его имя - Дэвид Линч
Дэвид Кит Линч родился в 1946 году в маленьком американском городке Миссула. С ранних лет его интересовала неприглядная изнанка всего сущего. Он обожал наблюдать за муравьями и рисовать боевые орудия и пистолеты. Чуть повзрослев, Линч перешёл от рисунков к делу и даже был арестован за взрыв, который он устроил, метнув в школьный бассейн самодельную бомбу. После окончания школы Дэвид отправился путешествовать по Европе в поисках более мирных способов транслировать в визуальные образы свою запутанную внутреннюю жизнь. Вскоре, он понял, что только кино может в полной мере предоставить ему свободу творчества. Материал для первой своей полнометражной картины Линч воссоздал из собственного опыта, перенеся на плёнку городское захолустье, в котором он провёл детство. Так на свет появился черно-белый сюрреалистический фильм “Голова-ластик”. Эта картина понравилась влиятельному продюсеру Мелу Бруксу, который нанял Дэвида для съёмок фильма “Человек-слон”, принесшему Линчу коммерческий успех и известность в кинематографических кругах.
Фильмы Дэвида Линча почти всегда отличаются мрачностью образов, запутанным сюжетом и невероятной по красоте и стилю визуальной составляющей. Зачастую источником вдохновения для режиссёра становятся воспоминания о четырёх годах, проведённых в трущобах Филадельфии во время учёбы. В этот период Линча окружали заводы, дым из труб, бряцанье поездов по ржавым рельсам, мрачные, грязные забегаловки, непроглядная тьма по вечерам. Его дважды грабили, угоняли машину, в окно режиссёра влетала шальная пуля, а недалеко от входа в дом произошло несколько жестоких убийств. Таким образом, Филадельфия конца 60-х стала для Линча своеобразной творческой музой: городская разруха фоном проходит через многие из его картин.
“У моего деда был доходный дом, с квартирками без кухонь. Один жилец жарил себе яичницу на утюге. И откручивал каждый вечер антенну с машины, чтобы ее не сломали. Я чувствовал страх, разлитый в воздухе. Он стал прекрасным горючим для будущего огня.”
Дэвид Линч является фанатичным приверженцем порядка во всём. Он постоянно придумывает себе ритуалы и не отступает от них ни на шаг. Во время и после съёмок картины “Голова-ластик” Линч семь лет подряд обедал в одной и той же забегаловке под названием “Большой мальчик Боба”. Каждый день в половине третьего дня, после того как ресторан покидали обедающие служащие, режиссёр неизменно появлялся на его пороге, заказывал шоколадный коктейль и семь чашек невероятно сладкого кофе. Дело в том, что Линч как-то заметил, что сахар даёт ему чрезвычайно мощный заряд творческой энергии.
В число любимых хобби режиссёра входят такие занятия, как торговля собственной маркой органического кофе под названием “Чашка от Дэвида Линча”, снабжённого надписью “В зерне вся суть”, проповедь учения о трансцендентальной медитации, которую Линч усердно практикует вот уже 40 лет, а также препарирование трупов животных на дому.
“Сахар делает меня счастливым и вдохновляет. У меня тяжелая сахарная зависимость. Я называю его “гранулированное счастье”
Дэвид Линч всегда был одним из тех режиссёров, которые стараются не упускать контроля над картиной на всех этапах её производства. Особенно ярко это проявилось после 2002 года, когда Линч отказался от киноплёнки, отдав предпочтение цифровой съёмке. Работа с новыми, более простыми камерами так понравилась Дэвиду, что в своём следующем фильме “Внутренняя империя” он поработал не только режиссёром и сценаристом, но и оператором, продюсером, создателем большого количества спецэффектов и даже монтажёром. К слову, ещё и автором музыки, кинопрокатчиком, главным рекламщиком, а также одним из закадровых голосов. Поклонники “Внутренней империи”, которые посмотрели дополнительные материалы на DVD диске, могли также увидеть Дэвида Линча, занимающегося покраской декораций, собиранием шкафа и мытьём полов. Вот уж воистину, человек-оркестр.
Несмотря на явное отсутствие коммерческой составляющей в фильмах Дэвида Линча, его работы были трижды номинированы на премию Оскар в категории “Лучший режиссёр”. Подобной чести удостоились картины “Человек-слон”, “Синий бархат” и “Малхолланд Драйв”. Ни одной из этих статуэток, правда, Линчу так и не досталось. Однако, в его коллекции имеются не менее престижные награды - два приза Каннского кинофестиваля за такие фильмы, как “Дикие сердцем” ("Золотая Пальмовая Ветвь ") и всё тот же “Малхолланд драйв” ("Лучший режиссёр").
“Вы видели, как собаки играют в гостиной? Похоже, что они, правда, получают удовольствие. Катают мяч, грызут вещи, тяжело дышат и выглядят счастливыми. Люди задуманы точно так же. Мы должны быть вполне счастливы. Не знаю, почему у нас не получается.”
<<Список всех выпусков рубрики>>