Погрешимость прогресса: насколько достоверная идея "развития"

Sep 18, 2018 16:39

Как известно, идея прогресса зиждется на двух основных категориях веры (см., например, работы таких философов, теоретиков прогресса, как: Террас сон, Перро, аббат де Сен-Пьер, Фонтенель, а чуть позже Тюрго, Николя́ де Кондорсе́ и Луи-Себастьян Мерсье):

1. Изменение происходит в заданном направлении;
2. Развитие понимается как улучшение.

Из них ( Read more... )

изменения, развитие, прогресс, традиционализм, Декарт, Традиция

Leave a comment

Comments 3

u_dmitrovsky September 26 2018, 20:09:27 UTC
Прогресс ни у одного теоретика не был аксиомой, его наличие всегда как-то доказывалось, автор здесь ломится в открытые ворота. Прогресс - эмпирический факт, заключающийся в росте объективных позитивных показателей (продолжительность жизни) и сокращении столь же объективных негативных показателей (смертность, в первую очередь детская). В дополнение можно назвать множество менее фундаментальных ништяков, например, сокращение времени и сил, затрачиваемых на работу по дому благодаря современной бытовой технике. Так как всё это основывается на современной науке и современном производстве, "откатить" назад от этого состояния невозможно. Идея прогресса, к слову, получила распространение как раз тогда, когда в Европе (18 в.) ощутимо повысилась продолжительность жизни. Все приведённые аргументы никак не связаны с картезианством, так что никакой логической связи идеи прогресса с ним нет.

Reply

korovin_mgu October 3 2018, 08:30:33 UTC
Вы пишите о поверхностных вещах, относящихся исключительно к сфере материального - количество, качество, здесь же речь идёт об онтологии, самой идее прогресса. И картезианство как раз стало отправной точкой для развития этой идеи, переосмыслив Бога, сведя его к "первопричине", а затем вообще вынеся "за скобки", оставив в качестве операционной системы только сферу материального, субъектно-объектную пару.

Reply

u_dmitrovsky October 7 2018, 17:07:26 UTC
1) "Количество", "качество", "материя" - это всё как раз и есть понятия ОНТОЛОГИИ. 2) Картезианство не переосмысливало идею Бога (это не богословие) и не сводило его к первопричине, а использовало определенные её аспекты (теоретико-познавательные) для решения текущих научных проблем (защита гелиоцентризма, допустимости применения математики в физике, соответственно, опровержение метафизики аристотелизма как теоретической основы геоцентризма и качественной нематематической физики). "За скобки" картезианство Бога никогда не выносило, а когда это началось, картезианство как раз и кончилось. 3) "Не просветители 18 в., а христианство 1 в. [...] утвердило в человечестве идею прогресса. [...] Учение Иустина Философа, первого христианского апологета о "Logos spermatikos" было ничем иным, как первой по времени теорией прогресса" (Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. Статья "Идея катастрофического прогресса", с. с. 198, 199 - https://vk.com/doc-47544854_145232302).

Reply


Leave a comment

Up