Ярославский вокзал

Mar 08, 2019 11:36





22 февраля 2019г. Москва. Ярославский вокзал.



Давно собирался посетить самый красивый вокзал Москвы, а добрался до него случайно. Ехал на метро из центра в Сокольники, а оказалось, что несколько станций метро закрыты и на Комсомольской надо выходить для пересадки на автобусы КМ. Делать нечего, пришлось подняться в город....



Вот, тут-то я и решил, раз такая оказия, дойду до вокзала, наконец-то!



Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году для обслуживания железной дороги Москва - Сергиево. Нынешнее здание вокзала построено по проекту Ф.О. Шехтеля. Выразительность и продуманная функциональность его проекта впечатляла: не случайно проект этот был довольно быстро одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II.



Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционно штукатурный метод. Вся работа обошлась в 300 тысяч рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года. По другим данным, реконструкция продолжалась вплоть до 1906 года.



При возведении нового здания Шехтель частично использовал старое строение, фасады сохранили отдельные элементы творения Кузьмина. Так, в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон, а левый боковой фасад почти не перестраивался.





Странно, все-таки, смотрится сочетание Советской символики и керамикой в стиле модерн...



Вокзал опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета. Он был выполнен по эскизам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова



Высокая левая башня с шатровым завершением.



Окно красиво оформлено козырьком с орнаментом.



Под окном керамическое панно со средневековой крепостью







Памятник-бюст Федору Осиповичу Шехтелю расположен прямо на тротуаре, идущем вдоль фасада Ярославского вокзала.



Ручки дверей ведущих в вокзал.



Далеко выступающий козырек над входом.



Часы над дверьми снаружи...



..... и внутри.



В послевоенные годы интерьеры вокзала перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту



Изначально интерьеры вокзала были сходны с мотивами внешнего убранства. Помещения украшали картины Константина Коровина, посвящённые быту людей на севере страны. Среди них: «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и другие. Часть картин осталось, а часть переместили в запасники Третьяковской галереи. Или это копии, точно не знаю.



Скульптурная композиция. Не нашел информации по ней.



Согласно некоторым данным, в 1910 году под руководством Льва Кекушева возвели перрон вокзала, однако отдельные исследователи полагают, что он был создан ещё в конце XIX века. По задумке архитектора над правой посадочной зоной нависали верхние этажи строения, поддерживаемые рядом толстых колонн.



В 30-е годы железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения. За счёт этого колонны над северо-восточным перроном, возведённые по проекту Кекушева, оказались в центре зала ожидания.



Позднее, в 1965-1966, 1995, 2005, были проведены очередные реконструкции с перепланировкой помещений вокзала для обеспечения большей пропускной способности и комфорта пассажиров. Разумеется, за исключением рамок и турникетов, которые ухудшают и то и другое.



Но главное, фасад сохранен. Знаменитые ягоды земляники...



Во время реконструкции 2005года предполагалось снять серп и молот, установленные на фасаде при советском правительстве, однако от этой идеи отказались.



И я, считаю, правильно. Делать качественно "на века" ныне разучились. Поэтому сломать бы, сломали, а вот, качественно восстановить прежнюю символику, не уверен, что смогли бы.



Да, и все мы впервые увидели вокзал именно в таком виде, для нас это наша юность, а не только символы утраченной эпохи и разворованной ныне Родины.



А вот, натыканные со всех сторон светящиеся вывески ресторанов нездоровой пищи, просто, бесят!



На правой, более коренастой башне чайки жирные (с) с уловом.





Вот таким получился случайный фотообход самого красивого вокзала Москвы.



Столь великолепное сочетание неорусского стиля и модерна я отмечаю у себя в ЖЖурнале меткой "Сказочный домик"

Смотрим остальные Сказочные домики у меня в ЖЖурнале.

#поездавокзалы

#поездавокзалы, Сказочный домик, Модерн, промышленная архитектура, 2019, Москва

Previous post Next post
Up