Находясь под чрезвычайно положительным впечатлением от тех проектов челябинского Нового Художественного Театра, которые мне посчастливилось увидеть, теперь я стараюсь не упускать возможности знакомиться с как можно большим числом спектаклей сего театра, дабы… желаю снова и снова испытать то весьма редкое ощущение удовольствия от актерской игры, какой-то совершенно неповторимой и неожиданной атмосферы, а главное - настоящей театральной жизни.
Конечно, я понимал (да и понимаю сейчас) что навряд ли все или хотя бы даже простое большинство спектаклей любого отдельно взятого театра могут оказаться желанного мной уровня и, так сказать, фактуры. Но ведь если в их репертуаре есть такая замечательная громадина, как
три части «БЕСОВ» по Федору Достоевскому, а в истории имеется (пишу лишь о том, что видел), например, спонтанная роскошная читка
«Святой блаженной Ксении Петербургской в житии» Вадима Леванова от режиссера Тимура Насирова, это может говорить только об одном - театр сей прелюбопытнейший. И будучи Королевичем, будучи школьным учителем и руководителем «театрального кружка», а также будучи жителем славного города Челябинска, я просто не могу не ходить в подобный театр.
В итоге всего этого в свободный вечер я наугад пошел в НХТ на спектакль, о котором ничего не слышал, не читал, и текст пьесы которого я не знал.
И теперь мы имеем вот что: «С…ную Театральную Критику» и вот по какому поводу:
спектакль
«Мириам» Олега Юрьева
(народный трагифарс)
«Новый Художественный Театр» (г. Челябинск) Режиссер - Р. Щукина, Евгений Гельфонд
Художник - Е. Гаева
Хореограф - А.Смольникова
Продолжительность спектакля 1 час 50 минут без антракта.
Премьера в НХТ - 28 ноября 2003 г.
Дата Королевского Просмотра - 24 января 2012 г.
Билет: 100 р. (входной билет - без мест, который мне продали с большим трудом, ибо говорили, что все билеты проданы, однако зал был на четверть пуст);
программки не продавалось, на официальном сайте театра никакой информации о спектакле нет.
Действующие лица и исполнители (в спектакле занято 9 актеров):
(то, что нашел в интернете; сам пока очень плохо знаю актеров, так что не берусь восстановить распределение ролей по памяти)
Мириам - Ксения Бойко
Офицер - Олег Корух
Атаман - Алексей Пименов
Танцующие - Константин Талан
Поющие: Наталья Шолохова, Татьяна Кельман
Традиционно начнем с Королевских Ожиданий. Здесь все просто. Во-первых, т.к. я совсем ничего не знал о данном спектакле (и даже то, что ему уже почти 10 лет, я узнал лишь спустя один час по окончании действа), то и ждать чего-то конкретного от него, разумеется, не мог. Вместе с тем, почему-то, был практически уверен в том, что спектакль не явит для меня чего-то нового, хорошего и даже интересного. Не знаю почему. Верно, это то самое легендарное Королевское Театральное Предчувствие, которое… подводило меня не единожды. Более того, я бы сказал, что это «чутье» подводит меня направо и налево, буквально на каждом шагу (сколько замечательных спектаклей я прогулял, полагаясь на свои неизвестно откуда сваливающиеся на Королевскую Голову догадки!). Что, собственно, случилось и на этот раз.
Пользуясь отсутствием конкретного ряда и номера стула на билете, я разместился на своем любимом зрительском месте - первый ряд в зале-коробке, где между тобой и актером несколько десятков сантиметров и полное равенство, а вся эта дикая, жующая, хрустящая, шипящая и глотающая (и, конечно, милая и так необходимая любому театру) масса «человеческих людей» расположена где-то далеко позади и (зачем-то) немного слева. И теперь все - или пан, или пропал. Назад дороги уже нет.
Грянул третий звонок, погас свет, на сцене возникли поющие актрисы, рассказчица - в дальнейшем главная героиня, занялось (быть может, фирменное для НХТ или их режиссера?) акапельное пение, которое по всем правилам и законам театра, привело и меня - зрителя, и актеров в то самое необходимое для хорошего спектакля состояние, и… В этот момент ровно на 1 час и 50 минут Ваш Непокорный Королевич пропал для общества челябинского и какого бы то ни было другого, а оказался в хате украинской еврейки Мириам в самый разгар гражданской войны, где стал свидетелем трех весьма примечательных визитов, проявления народной мудрости и смекалки в лице хозяйки, а также невероятно близкой мне по духу работы постановщиков и волшебной театральной жизни, бьющей ключом на сцене.
Прежде всего, Королевское Внимание и Весь Театральный Отсек Королевского Сердца были завоеваны главной героиней Мириам в исполнении актрисы Ксении Бойко (повторю, что программок не был, и на сайте театра информации нет, так что пишу фамилии актеров по совершенно неподтвержденной информации). Это настолько подробная, сильная и чертовски вкусная игра, что я сидел и радовался как ребенок, с открытым ртом и глазами, наполненными счастием.
В самом начале спектакля у меня случился очень и очень редкий момент - удивление огромной степенью актерских затрат, на которые идет актер в отдельно взятом спектакле. Лично мне показалось, что Ксения Бойко проворачивает в образе Мириам такую огромную работу, что… Я, будучи Королевичем, природным лентяем и ленивцем в одном лице и теле, даже представить себе не могу, что могло бы побудить меня на подобное. Да никогда и ни за что ничего подобного я бы не сделал. Отсюда - восторг не только театральный, но и какой-то обычный, человеческий, приземленный и понятный всем. Подобное случалось у меня всего несколько раз, хотя взмокших и выбивающихся из последних сил актерских лиц я видел уже немало. Но все это не то, все это по большей части было именно впустую. А здесь - все в точку, все попадало прямо в яблочко, установленное на моей голове. Это ощущение не покидало меня на протяжении всего спектакля, что, в свою очередь как раз не удивительно, ибо уж если ты почувствовал в спектакле что-то настоящее, увидел его, то оно никуда и не должно деваться. В любом другом случае это было не настоящее, а так, случайно похожее на него, фальшивое. А здесь, как вы, верно, уже поняли, все было честно и как надо.
Роли трех визитеров Мириам были сделаны тоже очень удачно, и каждая из них мне понравилась по-своему. Одной из главных особенностей этого действа стало то, что в таком камерном спектакле получилось создать, что называется, «актерский ансамбль», который работал очень точно, живо и, что бывает так редко, на одинаковом и как мне кажется довольно высоком уровне. В результате, никого из «гостей» Мириам особо выделить я не могу. Хороши были все. В том числе и танцующий персонаж от Константина Талана. Подобный «художественный» образ, который в большей степени несет собой нагрузку атмосферную, нежели смысловую, удачным получается тоже очень редко. Но здесь и он был не то, что уместен, а даже чуть ли и необходим.
Как результат - после спектакля у меня нет вообще ни одного серьезного замечания. Мне все понравилось, все устроило, все порадовало, а сам театр НХТ постепенно становится одним из самых больших Королевских Театральных Открытий этого сезона.
И если «Мириам» уже почти 10 лет, то значит, что таким сей театр является уже давно, задолго до переезда в кинотеатр «СПАРТАК». А это совсем не соответствует тем «рекомендациям», которые мне ранее давали об этом театре. И это, как вы догадались, меня чертовски радует.
И вот какое место заняла «Мириам» на
«Театральной Стене Крутости (Королевской) 2011-2012 Будем изучать репертуар НХТ дальше.
А пока… даже по этим двум спектаклям и одной читке, которые я посмотрел на сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что это настоящий живой театр, который в творческом плане очень крут и может дать фору абсолютному большинству обычных мертвых театров, обладающих куда более сурьезными возможностями. А для Челябинска подобный театр - это просто праздник какой-то!
P.S. на «Мириам» надо будет сводить и своих учеников - такие спектакли, как мне кажется, вполне способны прививать любовь к театру.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Читать:
Околотеатральные и околокультурные заметки Королевича в Информационном агентстве «В нашем дворе»Смотреть:
«Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012Скачать:
«Крещендо без Бэлзы» Королевич Никита