Фестиваль Современной Пьесы в Челябинске - Королевский Обзор «драм-го марафона»

Dec 06, 2011 02:32

Так, ребята, давайте вкратце, без лишних слов поговорим о севечернем «драматургическом марафоне» и отправимся спать.

Итак, мы открываем «С…ную Театральную Критику» по поводу трех прочитанных пьес в рамках «Фестиваля Современной Пьесы» в славном городе Челябинске.

Вначале объясню схему разбора. Для меня этот марафон был интересен с трех позиций, а по его ходу возникла и четвертая.

Первая - знакомство с пьесой, ибо до этого ни один из представленных текстов я специально не читал. Отдал право «первой ночи» режиссерам и театрам - участникам этого дела.

Вторая - знакомство с театром. Здесь участвовали три театра, и лишь один из которых я начал познавать до - это Камерный театр. Ни в Магнитогорской Драме, ни в НХТ я ранее не бывал.

Третья - сама читка/эскиз спектакля как таковые. Здесь интересна как работа актеров, так и режиссерские штрихи. Последние, кстати, как и полагается, оказались решающими, но я не ожидал, что именно здесь они будут столь яркими.

И четвертая - обсуждение. От этого пункта я вообще ничего не ждал. Но я и не знал, что приедет Татьяна Николаевна Тихоновец.

Вот с этих высот мы и будем разбирать каждую работу. Хотя, для сокращения времени, оценку пьесы как таковую опустим, и ответим лишь на один вопрос, который имеется и подразумевается организаторами фестиваля: быть или не быть спектаклям по данным наброскам. Уж если они задали такой вопрос, то я на него отвечу. А суждено ли будет дойти этому Моему Скромному Королевскому Мнению до театров, али нет - дело десятое.

Поехали.

Участник мини-забега №1:

«Танец «Дели» Иван Вырыпаев
Камерный театр, г. Челябинск
Режиссер - Евгений Ланцов (г. Абакан)
16:00, полный малый зал Драмтеатра им. Наума Орлова

Всех действующих лиц и исполнителей перечислять не буду, а отмечу в тексте лишь тех, кто меня зацепил.

Это получилась именно читка - действо было срежиссировано таким манером, что во главе угла стояло знакомство с текстом, который актеры читали несколько монотонно, настроившись на определенный ритм, лишь изредка переходя на психологию, и выдавая отдельные яркие моменты. Последнее оказывалось весьма эффектным как раз за счет того, что большая часть текста читалась именно без эмоций. Но в этой отстраненности для меня было что-то интересное.

И если говорить о продолжении знакомства с театром, то этот маленький набросок лично для меня стал очень важным шагом в сторону «Камерного», благодаря которому я еще больше проникся к его актрисам и прежде всего к Марине Гез. Играли точно и очень вкусно. Это не могло не радовать!

Что касается того, быть или не быть такому спектаклю в репертуаре этого театра, то я считаю - конечно, быть. Еще бы! Как это будет реализовано - понятия не имею. Пусть с этим разбирается режиссер. Ведь тем и интереснее, если сначала ты даже не представляешь, как это можно поставить. Пьеса структурирована по принципу х/ф «Криминальное чтиво» - 7 отрывков общей истории перемешаны друг с другом, но возможны и вариации на тему, либо переигрывание каких-то существенных деталей и даже основных линий; главные герои каждой из частей в другом отрывке могут играть лишь эпизод.

На обсуждении Татьяна Тихоновец сказала, что с каждым следующим спектаклем и читкой по этой пьесе, текст ей нравится все меньше и меньше, а Владимир Спешков и Евгений Ланцов текст похвалили, и, я так полагаю, тоже выступили за то, что спектаклю хорошо бы случиться. Саму читку разбирать не стали (верно, причиной сему послужило то, что сам режиссер Ланцов ее и поставил). О мнении любителей говорить не буду, ибо это скучно.

Участник мини-забега №2:

«Ярмонка» Владимир Голышев
Магнитогорский драматический театр
Режиссер - Максим Кальсин (в скором будущем - главный режиссер этого театра)
18:00, уже неполный малый зал Драмтеатра им. Наума Орлова

Здесь уже получился в большей степени эскиз спектакля, нежели простая читка.

Хочу сказать, что остроты и какого-то дополнительного внимания этому делу придавал отклик автора пьесы Владимира Голышева об одном эскизе по этому тексту. Я был заинтригован и даже вот как-то переживал (немного, правда, но все же). И вот, на сцене Пушкин от Магнитогорской драмы. А почти сразу и Гоголь. Но еще до них появился прообраз (или как еще его можно назвать?) Хлестакова - некий Криспин. Вот три главных роли, от которых зависело если не все, то очень многое.

Что касается Пушкина в исполнении Андрея Майорова - это было хорошо. Отличный и сильный образ, причем именно такой, каким я хотел бы видеть Пушкина - здоровый, даже прокаченный, уверенный в себе, успешный, степенный, наконец. Почему бы и нет? Для этой пьесы - более чем допустимо. Причем сыграно серьезно, без стеба, ломанности и шутовства.

Чего не скажешь о Гоголе от Бария Салимова. Вот уж кто здесь представлен как дурак и кривляка. Конечно, теперь надо обязательно прочитать текст и понять, насколько это уместно. В целом-то Бога ради, почему бы и нет. Но уж как-то слишком наигранно и не смешно получилось. Хотя, понятно, что актер честно реализовал задумку и все.

Ну, и Криспин - Игорь Панов. Этот актер такой яркий, живой, громкий и просто интересный, что при удачной и талантливой режиссуре ему цены нет. Причем он, как мне кажется, мог бы весьма любопытно сыграть роль Пушкина. Это, конечно, совсем иной Александр Сергеевич, роскошный, но, вместе с тем, и более привычный, что ли.

Вообще этот театр, вернее приехавшая часть его труппы мне показалась очень интересной. Очень! Такие настоящие, разные, яркие. Их желание работать видно невооруженным зрительским глазом, равно как и удовольствие от процесса игры. Нечто подобное я улавливал в очень любимых мной театрах города Тобольска, Кургана и Серова - театров провинциальных, но не в худшем, а исключительно в лучшем смысле этого слова. У них есть свои особенности, какие-то фишки, изюминки, свой стиль и свое видение театра как такового. И это прекрасно!

Но вот сам эскиз мне не понравился. Кто-то на обсуждении говорил и как-то даже радовался тому, что вот уже все сделано в спектакле, все простроено и т.д. и т.д. Ну, да, типа простроено, но на актерском уровне. В том смысле, что как сами актеры считают, так они это и играют. Чуть ли не упиваются своей игрой. Отдельными моментами чуть ли не упиваются. Но мне это было чуждо. Это и скучно, и мимо, и все неправда. Все погрязло в этой театральности, в процессе самой игры.

Так что, отвечая на вопрос, быть ли этому спектаклю, скажу, что да, быть, но ни в коем случае не в таким манером простроенных отношениях. Все надо переделывать, все. Иначе получится банальный плохой провинциальный спектакль в своих худших традициях.

А критики… или ничего этого не заметили, не увидели, или просто не захотели увидеть. Они ведь в разных компаниях, при разном составе и слушателе, говорят совершенно по-разному. Я уж перестал этому удивляться.

Что же касается пьесы, то здесь критики без конца сравнивали Владимира Голышева то с Хармсом, то со Стоппардом, причем явно не в пользу автора «Ярмонки».

Участник мини-забега №3:

«Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» Вадим Леванов
Новый Художественный Театр (НХТ)
Режиссер - Тимур Насиров (г. Санкт-Петербург)
20:00, полпустой малый зал Драмтеатра им. Наума Орлова

А вот этот эскиз - всем эскизам эскиз. Вот уж где имеет место разбор и выстроенные отношения. По сути, это полноценный спектакль, где рамки эскиза оправдывают минимализм в костюмах (даже аскетизм) и распечатки текста в руках у актеров.

Режиссер использовал всю глубину сцены, т.е. разнес действо на большом пространстве, внес музыкальные инструменты, перемещение и в целом очень удачное использование одного ряда стульев и другого реквизита. Ну, и актерские работы - это настоящий праздник!

Здесь я впервые увидел актеров НХТ, и по итогам этого маленького знакомства, Королевской Зрительской Радости нет никаких пределов! По крайне мере, под руководством этого режиссера, актеры выдали очень качественный продукт, который просто обязан перерасти в настоящий спектакль. Тут даже не может быть сомнений.

Особой похвалы заслуживает Татьяна Каравайцева, которая сыграла главную роль Ксении. В самом начале была пара-тройка моментов, где она не совсем точно попадала в нотки заявленного образа, но постепенно все выстроилось, и работа актрисы радовала чрезвычайно.

Правда, вынужден признать, что на этой последней читке силы меня покинули окончательно, и большую часть эскиза я проспал. Но никаких вопросов у меня все одно не возникло, а осталось лишь сожаление о том, что много пропустил.

На осуждении все похвалили актеров и режиссера, который, в свою очередь, рассказал историю самой этой Ксении Петербургской, и вообще оказался очень интересным, искренним и вдумчивым человеком. Причем нормальным, скромным, не крикливым. Умница, просто умница. И я чертовски рад, что смог увидеть хотя бы один и хотя бы эскиз Тимура Насирова. Зато какой эскиз! ВОТ ТАКОЙ ЭСКИЗ!

Подводя итог, хочу заявить со всей Своей Королевской Ответственностью, что этот «драматургический марафон» более чем удался, а его организаторы, равно как и участники, молодцы. Но вот публика, которая была представлена столь скромно, дура. Пропускать такие дела - все одно, что и не жить. Це был театр хороший. Даже замечательный!
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Читать: Околотеатральные и околокультурные заметки Королевича в Информационном агентстве «В нашем дворе»
Смотреть: «Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012
Скачать: «Крещендо без Бэлзы» Королевич Никита

фестиваль, Челябинск, театр, С...ная Театральная Критика, читка

Previous post Next post
Up