Непугаными перфекционистами оскудела Земля Русская

Nov 29, 2017 18:10

Обсуждают очередной косяк Роскосмоса и в целом «тенденцию нарастания косячности». Одни находят объяснение в общем развале и деградации всего и вся в современной РФ. Другие на первое место ставят «тупой непрофессиональный» менеджмент Роскосмоса. Третьи указывают на нищие зарплаты специалистов Роскосмоса, при колоссальных оборотах компании и солидных бонусах менеджмента. Все эти причины, возможно, сыграли свою роль. Но, как мне кажется, есть еще одна весьма важная причина: перфекционисты в РФ вымирают «как класс». По моему глубокому убеждению, чтобы какая-то очень сложная многокомпонентная вещь была доведена до ума и «взлетела», на ключевых позициях ее проектирования, тестирования и производства должны стоять «непуганые перфекционисты».

«Непуганый перфекционист» - это человек, для которого определяющим внутренним мотивом является доведение вещи (задачи) до совершенства. И этот мотив столь сильный, что может потягаться с такими жизненными стимулами, как деньги и давление начальства. Типовая реакция непуганого перфекциониста: «Заберите у меня половину зарплаты, но дайте еще недельку посидеть над Этим». От него следует отличать «пуганого перфекциониста». «Пуганый перфекционист» избегает косяков исключительно из-за страха получить нагоняй от начальства. Вопреки иллюзиям людей с чекистской ментальностью, Роскосмос «пуганые» не спасут. «Пуганый перфекционист» начальства боится значительно больше, чем самого по себе несовершенства вещи, и под давлением начальства, особенно если есть возможность переложить ответственность, легко пустит в ход недоделанную вещь.

Непуганые перфекционисты перестали воспроизводиться, потому что сегодня их не любят ни в бизнесе, ни на госслужбе. Для среднестатистического российского бизнесмена перфекционист - это человек, который «всегда тянет время», а «время это деньги», поэтому вместо карьерного роста перфекционист очень часто получает пинок под зад. На госслужбе еще хуже: любое сопротивление воле начальства, даже «ради пользы дела», начальство воспринимает как бунт и записывает человека в неблагонадежные. И в целом, суетливая атмосфера нашего времени преуспеванию перфекционистов не способствует.

А между тем, важно не просто вырастить в стране какое-то количество непуганых перфекционистов, но и обеспечить им социальный успех: создать такие условия, чтобы «лакеры», движимые мотивом перфекционизма, могли пробиться на должности, ключевые для успеха большого проекта. И с этим у нас совсем плохо, и чем дальше, тем хуже.

Еще раз остановимся на «чекистской» иллюзии, будто при советской власти «все летало», потому что работники были «как следует напуганы». Вообще-то у радикально напуганного человека дрожат руки (и буквально, и фигурально), и для сложной и точной работы он не подходит. Это «отработанный материал», выражаясь языком Штирлица. Человек, сломленный начальством, чисто психологически не сможет противостоять воле начальства «любой ценой уложиться в график» или «уложиться в смету». Не сможет, рискуя вызвать гнев начальства, настаивать на том, чтобы сроки - сдвинуть, а смету - увеличить, даже когда без этого не обойтись. Он скорее постарается найти «крайнего» и переложить вину за возможные недоделки на кого-то другого. Его девиз по жизни - не «вещь должна быть безупречной», а «мяч не должен быть на моей стороне». Начальство, конечно, отведет душу, съев неудачника, оказавшегося «крайним» за очередной косяк, но делу это не поможет. Я абсолютно уверен в том, что если как следует изучить успешные советские большие проекты, то окажется, что на ключевых позициях там всегда были именно непуганые перфекционисты. А вовсе не чекисты, размахивавшие маузером перед носом у специалистов.

Возникает вопрос: как вообще люди могли оставаться «непугаными» в то страшное время? А просто люди тогда были крепче. Несмотря на весь окружающий ужас и террор, некоторые люди сохраняли способность быть «непугаными», когда речь шла о Пользе Дела и Абсолютном Совершенстве. А поскольку все остальные, из страха, стремились любой ценой избежать «расстрельной» ответственности и вредных для карьеры трений с начальством, этих непуганых в итоге выталкивали на те позиции, где они объективно были необходимы. Именно этим «Совок» и держался. Но запас таких людей на Руси, по-видимому, истощился (в том числе из-за резвости чекистов). Для возрождения этого «ресурса» нужны специальные заповедники и питомники.

экономика, социум, СССР

Previous post Next post
Up