Егор Просвирнин на днях напомнил мне о важном преимуществе полемиста, отстаивающего некоторую крайнюю, маргинальную и заведомо идиотскую позицию. Если аргументы противной стороны слишком убедительны, то можно «уйти в непонятку», или обвинить в «нерукопожатности», или каким-то иным образом разорвать коммуникацию. Маргинальность позиции от такого «анального огораживания» только выиграет, а цель максимально удалиться от полярно-противоположной позиции и любых компромиссов с ней будет достигнута даже более успешно, чем в случае нормальной победы в споре.
Я, собственно, пишу вот
об этом позорном для любого интеллектуала моменте. Просвирнин решил сыграть в тупого носорога и «не понял», что я веду речь не о профессионально занятых в сельском хозяйстве (
с этой статистикой я знакомил своих читателей и пораньше Просвирнина), а о приусадебных и дачных участках, которые сегодня в депрессивной глубинке стали главным источником выживания для десятков миллионов русских людей.
Хотя, скорее всего, Просвирнин не так туп, как хочет казаться, а просто не знает, как реально живут люди за пределами МКАД. На осыпаемый щедротами Северный Кавказ он недавно съездил, а вот в коренной России-матушке, «в Хартланде», по-видимому, давно не бывал. И уж тем более не живет там месяцами и не ковыряется в огородике, как ваш покорный слуга. Правда, добрые люди мне подсказали, что Просвирнин вообще не читал моего текста: клиповое сознание современной молодежи не способно за раз воспринять так «много букв». Ну тогда не стоило и вступать в полемику, подставляться, ибо автор длинного текста вполне способен ответить и кратко.
Собственно, уже ответил. А теперь приятный бонус для самых терпеливых. Если уж говорить о статистике, то приведу парочку примечательных графиков, показывающих, что значительная часть России, «покончив с позорным наследием советчины», в «постиндустриальном» XXI веке скатилась на уровень натурального хозяйства («сам вырастил - сам съел, тем и живу»).
1) На основе общедоступных данных Росстата (
см. по ссылке) я составил график, показывающий долю в сельскохозяйственном производстве России (и РСФСР) хозяйств разных категорий с 1990 по 2012 гг. (для большей обозримости картинки я взял двухлетний интервал). Там три категории: 1) сельскохозяйственные организации (от колхозов до агрохолдингов), 2) крестьянские и фермерские хозяйства (включая индивидуальных предпринимателей) и 3) «хозяйства населения», под которыми понимаются дачи и приусадебные участки (в основном это пресловутые «6 соток»). Итак, что же мы видим?
В провальном 1990 году, когда потребительский сектор СССР был полностью развален, а полки магазинов стояли буквально пустыми, степень «натуральности» нашего сельского хозяйства достигла 25%, - и это слишком много для страны, претендующей на звание «развитой»! Но вот после «лихих 90-х» пришла знаменитая путино-медведевская стабильность. «Россия встала с колен». Аграрии рапортуют об успехах, вывозят за рубеж миллионы тонн зерновых, посрамляют «тупой Совок», который был вынужден ввозить зерно. Бамс! Степень «натуральности» нашего сельского хозяйства стабилизировалась на отметке 45-48% и упорно не хочет снижаться. Вдумайтесь в эту цифру. В разгар XXI века мы, русские, по большей части жители городов, половину продукции российского сельского хозяйства производим лопатами и мотыгами, ползая по своим огородикам на карачках, без какой-либо современной механизации. Как средневековые смерды, эфиопы или папуасы (кстати, про папуасов надо бы еще уточнить).
На самом деле все еще хуже. Дело в том, что 45-48% получаются, если сравнивать продукцию по стоимости. Статистику смазывают дорогие технические и экспортные культуры, на которых специализируются серьезные аграрии. Тогда как русские негры на своих огородиках выращивают в основном дешевую картошку и овощи открытого грунта (капуста, свекла, морковка, редиска, огурцы и томаты).
Я нашел на сайте Росстата
структуру посевных площадей по категориям хозяйств. Построил график, показывающий, какая доля общих посевных площадей, отводимых под картофель и овощи открытого грунта, принадлежит «хозяйствам населения» (дачи и приусадебные участки). Цифры ниже относятся к посевным площадям, а не к урожаю, но урожайность вылизанных приусадебных грядок обычно не уступает средней коммерческой, а часто ее превосходит.
Узрите и устыдитесь! Вот он, наглядный показатель уровня разделения труда в современной России. 75-82% ходовых овощей, которыми питается население, производится в рамках натурального хозяйства. Кое-что из этого продается бабками на рынке, но в основном - съедается самими производителями и членами их семей. Негры вы мои, папуасики. Кольцо в носу не жмет? Нет, я не над теми смеюсь, кто в безработной глубинке вынужден зарабатывать хлеб насущный себе и своим детям лопатой и мотыгой, а над теми, кто, огородившись ментальным МКАДом, воображает себя жителем «современной европейской страны». Радуется «успехам европеизации после расставания с противным азиатским Совком». Если мерить овощами, то по уровню разделения труда «Совок» в 1990 году был Средневековьем на одну треть, а нынешняя РФ - Средневековье на три четверти.
Не могу удержаться от глупого каламбура, сравнивая мою и оппонента осведомленность в вопросах сельского хозяйства. Корнев то, оказывается, про «корешки» знает больше, чем Просвирнин «про свиней».
Ах, я и забыл, что
«Совок» в 60-80е гг. всячески подавлял развитие личности. Если у тебя был ненулевой IQ, то ничем, кроме науки и высоких технологий заниматься не позволяли, ироды. Талантливые дети прятались по огородам, картошку всю жизнь копать мечтали, - а их за ушко и на солнышко, в МФТИ, в Баумановку, а то и куда похуже. Даже покойного Березовского «злые совки» к науке припахали. Ни тебе полстраны украсть, ни гей-парад учудить, ни перформанс с голыми сиськами. А вот нынешняя РФ дает полную свободу творческой личности, индивидуальность просто теряется от множества перспектив и открытых для нее продвинутых социально-экономических ниш. Сто путей, сто дорог. Особенно за пределами МКАД. Бери лопату, копай от забора до обеда, потом грабельками пройдись, - и наслаждайся своей свободой! У многих, кстати, неплохо получается, даже виртуозно. В прошлом году моя племянница, помогая бабушке, засеяла огород картошкой, в макияже и не снимая белых лосин. И не посадила на лосины ни единого пятнышка. Гламур! Пораженные этим зрелищем колорадские жуки потом все лето обходили эту картошку стороной. Кстати, она уже вышла замуж, телефон не просите.
Возвращаясь к исходному рассуждению о бонусах маргинального дискурса, добавлю, что дискурс «центристский», ориентированный на рациональную средневзвешенную позицию, таких преимуществ не имеет. Ибо цель такого дискурса - уменьшить разобщенность интеллектуального поля, максимально сократить дистанцию между полярными точками зрения, «примирить умеренно красных с умеренно белыми». Переход к «анальному огораживанию» с очевидностью продемонстрировал бы банкротство такой попытки. Именно поэтому я так подробно ответил на глупую, в сущности, реплику Просвирнина.
Кстати, половина народной ненависти к нынешней партии власти объясняется именно этой причиной: претендуя на «центристскую» позицию, они в информационном пространстве ведут себя как маргиналы: хамят, огораживаются, уходят от разговора по существу. Скажете мне, что Просвирнин не маргинал, что у него миллионы подписчиков в соцсетях? Так я говорю о сущностной маргинальщине. Возьмите подзаборного алкаша, отмойте, постригите, переоденьте в смокинг и посадите в приличную компанию, - он все равно будет думать только о бутылке, все равно останется алкашом. Так и политический маргинал: посадите его в центр информационной сети, он меньшую часть сделает маргиналами, а остальных заставит смеяться и плеваться.