В Литве, как известно, не стоит покупать автомобили. Ибо народные литовские умельцы сляпают вам "майбах" из того, что завалялось у них на шроте так, что вы и разницы не заметите... пока там чего-нибудь не отвалится. И сколько таких вот "конструкторов" разъехалось по бывшим территориям бывшей империи одной Небесной канцелярии известно...
Но даже в этом правиле появились исключения! Литовцы торговлю авто поставили на серьезные рельсы и серьезно на этом зарабатывают. Впрочем, речь пойдет не о машинах.
Еще литовцы умеют делать достопримечательности на пустом месте. Да, не Тракаем единым, как говорится.
Вот и слухи о некой Тропе по Верхушкам Деревьев в месте под названием Аникщай давно уже ползали и перемещались по близлежащим пространствам и умам. Из конкретных вопрос был только один: "А когда откроют-то?!" Кому ж не хочется пошляться аж по верхушкам деревьев? Поди, не по асфальту прогуляться или плиточке. Плиточкой-то кого удивишь?
Однако литовцы с открытием затягивали... И теперь даже понятно почему.
Но строили мы строили и, наконец, открыли! И вся Прибалтика ломанулась колесить по хорошим литовским дорогам в поисках того самого Аникщая с той самой тропой.
Дело было осенью, погоды еще позволяли, потому ломанулись и мы.
Однако первым звоночком стал наш навигатор под агентурным именем "Леночка". "Леночка" привела нас прямо к какому-то кладбищу и бодро проинформировала: "Вы достигли точки своего назначения!"
Оказывается, даже у навигаторов есть чувство юмора.
Ну делать нечего, отловили местного. Судя по тому, как быстро и четко он все объяснил, мы не первые, кто уточнял у него место дислокации. Как своей собственной, так и той самой тропы. Дело в том, что, создав достопримечательность, литовцы не стали заморачиваться такой банальщиной как указатели - их попросту не было.
Ну а на подъезде к объекту стало понятно, что туристы - народ пытливый и находят достопримечательность даже без указателей. Как бы организаторы не пытались ее спрятать.
Показатель пытливости - "вольвик" совсем не на литовских номерах :о)
Колейка припаркованных авто уходила далеко за горизонт, а навстречу всем прибывшим и не поверившим, что ТАМ, ДАЛЬШЕ нет свободных мест для парковки, ехал экипаж полиции. Полицаи вежливо развеивали все заблуждения.
Пошли пешком. Шли буквально влекомые стадным чувством и интуицией. Потому как если вы думаете, что дальше появились указатели или хотя бы какая-то информация НЕ на литовском, то таки нет, скажу я вам. Ни единого слова даже на английском! Не говоря уж о русском.
Ладно, нашли, где там у них вход на эту самую тропу. Закинули в кассу по еврику. Запустились. И тут громыхнул колокол второго звоночка...
И ЭТО по ВЕРХУШКАМ?!!!
Как однажды четко охарактеризовал свои ощущения друг моего родителя: "Вот чувствую, что меня где-то нае... А где - не могу понять!"
Тропа эта длиной около 300-400 метров. И заканчивается 35-метровой башней. Откуда соотвественно можно полюбоваться окресностями.
И вот идешь себе такой, проехав предварительно 200 с лишним километров, и понимаешь... Что и тропа эта не тропа. И закончится она скоро. Да и фотографировать как-то нечего.
И, понимаешь, как-то обидно становится.
Все перекрытия башни сделаны из той же самой решетки, что и сама тропа.
Решение довольно спорное. Нет, все понятно, что когда дождь и снег все само провалится, прольется и убирать не надо. Опять же не дерево, которое гниет и которое требует ухода и периодического обновления.
Однако когда грязь на улице, все, что прилипло на ваши подошвы, рискует свалиться кому-нибудь зашиворот. А вам - то, что прилипло на чужие подошвы. И этот "кто-то" всегда будет выше вас, заметьте.
Фотографируются... Повезло им, что подошвы у меня чистые.
Надо заметить, что башню-то основательно еще колбасит от двустороннего барражирования туда-сюда. И чем выше подимаешься, тем сильней качка. Можно вот почувствовать себя шишкой на ели - их наверняка тоже раскачивает.
Что сказать про виды, открывающиеся с этой самой башни?.. Да как-то, знаете ли, видали и получше. В
Сигулде у нас значительно красивей. И ехать далеко не надо.
Ну а потом, после "оборзения" окрестностей вы спускаетесь вниз и... собсна, все. Можно вот еще посмотреть, как тропа выглядит с земли.
Мы разочарованно шагали назад, обратно к машине, а навстречу нам радостно топал вновьприехавший, еще ничего не подозревающий народ. Так и хотелось поставить столик прямо на дороге и за 50 центов с человека рассказывать всем, что ТУДА ходить не имеет смысла. Еще бы и сэкономили вновьприбывшие! Нет, реально... А то за что мы музыку слушали?!!
Однако время было обеденное, хотелось уже подкрепиться после столь большого разочарования, и поехали мы в тот самый Аникщай в поисках общепита. Задача для Литвы элементарная - цеппелины! (Ну не пиццу же в Литве есть, в самом деле...)
По приезду в Аникщай истерическим хохотом зашелся третий звоночек. Мало того, что в ТУРИСТИЧЕСКОМ информационном центре девочка по-русски смогла лишь поздороваться, так и цеппелинов - этого традиционного, стопроцентного, абсолютно литовского блюда - не обнаружилось ни в одном порекомендованном нам месте. На поверку Аникщай оказался той еще дырой. И пока мы уже чисто на злом и голодном азарте переходили из одного общепита в другой, в голове у меня крутился заголовок: "Литва без цеппелинов".
Цеппелинов в Аникщае мы так и не нашли. Но нашли завод по производству сидра. Запах яблок стоял на всю округу! При заводе имелся фирменный магазин. Заглянули туда (не-не, не за цеппелинами) - чисто полюбопытвовать, что еще производят на заводе.
В магазине продавалось все, что угодно - кроме продукции завода.
Прекрасное место, полное парадоксов.
Напоследок мы полюбовались на мини-дамбу...
...и кормившихся тут же лебедей и уток.
Дальше наш путь лежал в Музей лошади (ну лошади - это святое). Где, как объяснили нам по-английски в турцентре, обязательно и всегда есть цеппелины. Нет, если бы кто-то когда-то сказал мне, что в Литве при разговоре с литовцами я буду вынуждена перейти на английский, я бы, чесслово, не поверила.
Путь до Музея лошади тоже оказался тем еще квестом. Гениальные "развиватели" внутреннего литовского туризма, видимо, похоронили все указатели где-то в лесах еще во времена Великой Отечественной.
У нас не было точного адреса, чтобы напрячь Леночку. Но у нас были аж две карты, что нам выдали в туристическом центре. И одна из них была даже на... латышском. Нет, чтоб на русском напечатать...
На протяжении всего пути от точки А до точки МЛ, нам не встретилось НИ ОДНОГО указателя. Едешь себе и фиг знает, куда едешь. Цель вроде есть, а вот правильный ли путь избран - поди разбери.
Свернули с шоссе вроде правильно. А дальше дорога все хуже и все уже: было два ряда, постепенно стало полтора, а потом и вовсе - один ряд и отбойник. И вот едешь ты такой, весь из себя уже сомневающийся, что вообще правильно едешь, и вдруг - хопа! - расступаются деревья, появляется просвет в лесу и ты приезжаешь все же в Музей лошади. Цели достигают только упертые. В Литве это, видимо, аксиома.
Музейчик по содержанию оказался таким... больше детским, нежели взрослым. Качельки-карусельки ввиде лошадей, сарай с разного вида и типа повозками, кузница, возможность прокатиться верхом и в телеге. Детям - как раз, самое то. Кроме того, в самых лучших литовских традициях, вся информация на стендах была исключительно на литовском, и если бы мальчик, сотрудник музея, весьма прилично болтавший по-русски, не провел нам мини-экскурсию, понять что-либо было бы весьма затруднительно. Мальчику мы попеняли за отсутствие перевода, на что он смущенно пояснил, что, мол, в Литве, к сожалению, в большинстве музеев информация только на литовском.
Но! Но их музей к весне планирует всю информацию продублировать на русский и, может быть, даже английский. А потом он признался, что каждый раз безумно удивлен приездом в их музей нелитовских посетителей - указателей-то нет!
Ладно, не это главное.
Главное,что в крохотном ресторанчике музея мы наконец-то получили то, чего так жаждали - цеппелины! Правда, объясняться с официанткой, впрочем, как и просить счет, опять пришлось по-английски.
Но это уже, видимо, совсем другая история.