Недавно, как помните,
оправдали Харадиная. А теперь вот этого:
«Боснийский мясник» получил индульгенцию
Судьи Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) оправдали бывшего командующего армией боснийских мусульман Насера Орича. Человек, на совести которого тысячи жизней славянского населения Боснии, теперь считается добропорядочным гражданином. Гаагская Фемида сочла его преступления, включая убийства, незначительными, а издевательства над славянами - обычной игрой.
Нужно очень испугаться, чтобы признать невиновным того, кто прилюдно оскорбляет твоих родственников. Возможно, представители Апелляционного суда МТБЮ действительно испугались за жизни своих близких, когда некий «бригадный генерал», обвиняемый в геноциде боснийских сербов, клятвенно пообещал служителям Фемиды «точечную расправу Аллаха».
Кто такой Аллах, Насер Орич знает только понаслышке - «бригадный генерал» армии БиГ никогда не считался ревнителем религии. Зато словосочетание «точечная расправа» ему знакомо, как никому другому. Во времена своей бурной юности Орич сотоварищи нападали на одиноких прохожих в Сараево, отбирая у подвыпивших людей кошельки и модные пальто. В сербском языке слово «точка» имеет несколько значений, основное из которых - «внезапное нападение». Нападение на любого прохожего в любой городской подворотне - то, от чего не застрахован ни москвич, ни житель столицы Боснии и Герцеговины. И однажды произошло нечто: Орича, в пьяном угаре разбившего витрину престижного магазина, милиция отдала под опеку армии СФРЮ. Именно в армии будущий «мусульманский генерал Боснии» постиг основные постулаты ведения войны, в которой все средства хороши. «Я ставлю точку в своем романе о прошлой жизни, - сказал он, - я знаю, как стать генералом».
Генералом он стал. Стал вовремя. Во время Балканской войны 1991-1995 годов. Тогдашний президент Сараево Алия Изетбегович, раздававший направо-налево воинские звания, благословил армейского выпускника ефрейтора Орича на должность полковника только что сформированного батальона «Бурдж» («Башня»). В ходе спецоперации под Сребреницей в июле 1992-го люди Орича проявили поистине нечеловеческую ненависть к противнику, за один день уничтожив тысячи мирных жителей-славян. Поговаривают, что глядя, как его солдат вешает беременную сербку, их командир спокойно сказал: «Вот что значит «точечный удар». Дальше - больше. За операцию в Сребренице Изетбегович пожаловал Оричу генеральские лампасы. На церемонии посвящения в высший офицерский чин Насер настолько расчувствовался, что перепутал стороны света и поклонился Мекке, глядя на запад, заявив при этом, что «во всем виноваты сербы, и их нужно резать как скотов». Своему кредо генерал Орич не изменил: массовые убийства боснийских сербов его подчиненными впоследствии были оценены как «особо жестокие».
В руки следователей Международного трибунала по бывшей Югославии «генерал Насер» попал совершенно случайно: некий боснийский полицейский остановил автомобиль, водитель которого был пьян. На просьбу правоохранителя выйти из машины и показать удостоверение, пресловутый водитель вынул из кобуры пистолет и попытался произвести выстрел. Не получилось…
Процесс над Оричем длился два года. Все эти два года международная прокуратура хотела доказать, что бывший заместитель командующего армии Боснии и Герцеговины, фактически являвшийся первым человеком военной структуры псевдоисламского государства, на самом деле - обычный «боснийский мясник». А религиозная принадлежность - в лучших философских традициях - к нему неприменима: слишком плохо он разбирался в постулатах Корана. Находясь на скамье подсудимых, Орич вел себя вызывающе: хамил обвинителю, нецензурно выражался в адрес наблюдателей и даже требовал расстрелять собственного адвоката. «Складывалось впечатление, что генерал попросту издевается над судьями, - сказал обозревателю ИА «Росбалт» инспектор наблюдательной группы Ханс ван Реен (Нидерланды). - Он чувствовал себя настоящим героем, победителем, которого не судят». Подобный комментарий можно было назвать личным, если бы не один доказанный факт - из 140 свидетелей по «делу Орича» 120 отказались выступать в суде. «Не обвиняйте меня, поскольку у вас есть дети», - отмечал боснийский генерал.
Угроза сработала опять-таки частично: в 2006-м году МТБЮ приговорил Орича к двум годам лишения свободы. За один фрагмент его биографии - следователь Кертис Блюмволь доказал, что «боснийский генерал» знал об убийствах сербов в Сребренице, но просил подчиненных «делать это как можно более скрытно».
Трудно сказать, что произошло на сей раз с «делом Орича». На днях Апелляционный суд Гаагского трибунала полностью оправдал «генерала Насера», предоставив ему право обжаловать свое пребывание в местах не столь отдаленных. Учитывая, что Орич обогатился за счет боснийских сербов (доказано судом.- ред.), - услуги хороших адвокатов он уже оплатил. В минувшую субботу Гаага признала его «невиновным в истреблении сербов», отменив таким образом упомянутый ранее двухлетний приговор. «Я - свободный человек, и буду делать то, что мне вздумается, - сказал Орич, узнав о вердикте.
Чем будет далее заниматься «боснийский мясник» - никому не известно.
Захарий Копыстецкий
http://www.rosbalt.ru/2008/07/09/501948.html